16+
Воскресенье, 1 декабря 2024
  • BRENT $ 72.09 / ₽ 7767
  • RTS753.78
22 сентября 2023, 22:27 Общество

После запрета на экспорт цены на топливо пошли вниз. А как управлять ими потом?

Лента новостей

Временный запрет — экстренная мера. Она должна насытить внутренний рынок на период пикового спроса со стороны аграриев. Но что будет потом?

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Цены на бензин и дизель в России резко пошли вниз. После введения временного запрета на экспорт топлива 95-й на бирже подешевел сразу почти на 11%, а дизельное топливо — почти на 15%. Очевидно, что временная мера сработала. Вопрос в том, насколько она временная и какие меры будут приняты потом. Уже на долгосрочную перспективу.

На самом деле цены на топливо начали снижаться еще до объявления о запрете на экспорт, только на новостях о том, что правительство пойдет на резкие шаги в этом отношении. Ну а уж после объявления этих шагов цены ушли в пике. Скоро мы увидим это и на табло российских заправок. Там, может быть, пике не будет, но все же… На бирже в пятницу тонна 95-го стоила 59 с лишним тысяч рублей. Тонна дизеля — почти 61,5 тысячи.

Получается, что литр 95-го на бирже стоит 43 рубля 32 копейки, а литр дизеля — 47,25. Понятно, что пока все это дойдет до заправок, к ценам что-то прибавится по объективным причинам. Вопрос, как долго все это продлится. Временный запрет — экстренная мера. Она должна насытить внутренний рынок на период пикового спроса со стороны аграриев. Но что будет потом? Эксперты, опрошенные Business FM, уверены, что, если запрет на экспорт продлится слишком долго, результат не обрадует никого.

Топливным компаниям будет просто невыгодно производить столько продукции. Особенно это касается дизеля. В стране мы потребляем только половину от того, что производим. И если НПЗ на какое-те время встанут, потом у нас не будет дизеля вообще — ни дешевого, ни дорогого. Так что в какой-то момент экспорт нужно будет вернуть. Но там опять могут возникнуть сезонные факторы, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав МитраховичСтанислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Разговор про сезонные факторы оказался не очень эффективным. У нас, получается, летом есть проблема за сезонность, там сезон отпусков. Осенью есть проблема — сельхозработы. Зимой у нас будут сезонные проблемы с возможным ростом запросов со стороны военных. Весной у нас будет новая посевная. То есть это тот случай, когда как бы сезонные проблемы есть. У нас их ровно четыре».

Поэтому рынок ждет от властей стратегических решений. Варианты обсуждаются разные, но так или иначе большинство наших собеседников сходятся в том, что все закончится чем-то средним между экспортной пошлиной и перенастройкой демпфера. Продолжает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Либо демпфер будут опять менять, может быть, убирать этот коэффициент 0,5, который привел к тому, что вполовину урезались выплаты компаниям. Либо переходить, может быть, как сейчас правительство опробует в других отраслях, на плавающую ставку экспортной пошлины в зависимости от курса рубля. То есть рубль слабеет, соответственно, пошлина повышается, рубль укрепляется, она понижается. В целом эту же функцию и выполняет демпфер, то есть когда на внешних рынках цена поднимается и экспортное направление становится более выгодным для компании, им увеличивают выплаты, чтобы они не отправляли туда топливо и нефть. Поэтому здесь демпфер именно для этого и создан, чтобы компенсировать разницу между ценами на внутреннем рынке и на внешнем. Конечно, в идеале нужно его доделать, и явно на этом будет настаивать Минэнерго, потому что замминистра энергетики Сорокин уже говорил открыто, что демпфер работал, просто его надо донастроить, немного починить, что называется, и дальше продолжить его использовать».

Задача в текущих условиях действительно выглядит нерешаемой. С одной стороны — бюджету нужны деньги (поэтому и урезался демпфер, и за падающий рубль в правительстве летом переживали не сильно), с другой — на внутреннем рынке нужно топливо по вменяемым ценам. И бизнес при этом должен зарабатывать. В том числе и топливный. Слишком много неизвестных. Но эксперты надеются, что решать это уравнение власти будут все-таки рыночными инструментами.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию