16+
Суббота, 22 июня 2024
  • BRENT $ 85.02 / ₽ 7478
  • RTS1115.39
3 августа 2023, 12:17 Компании

В промышленности наблюдается самый серьезный почти за 30 лет кадровый голод

Лента новостей

В июле на дефицит сотрудников пожаловались 42% промышленных предприятий из числа опрошенных, согласно данным ИЭП имени Гайдара. Дефицит не только там: как пишет газета «Ведомости», в России не хватает дальнобойщиков. Президент России провел встречу с главами предприятий обрабатывающей промышленности

Фото: Евгений Епанчинцев/ТАСС

Обновлено в 14:35

Президент России Владимир Путин провел встречу с главами предприятий обрабатывающей промышленности. Президент России заявил, что показатели занятости и рост зарплат в российской промышленности говорят о том, что она «набирает ход». Путин сообщил, что по итогам первого полугодия рост обрабатывающих отраслей в годовом выражении превысил 6%.

Президент России отметил растущие сектора производства: выпуск компьютеров, электрооборудования и металлургических изделий и те сектора, где наблюдается спад, — речь идет о производстве лекарственных препаратов и деревообработке. Также глава государства отметил дефицит рабочей силы.

«Рост заработной платы, судя по тому, что мы видим, судя по тому, что происходит, в значительной степени вызван дефицитом рабочей силы. И приходится вам привлекать людей, заинтересовывать их более высоким уровнем заработной платы, и это уже начинает определенным образом, я не скажу, что самым лучшим образом, сказываться на положении малых и средних предприятий. Потому что, я так понимаю, что вы оттуда все-таки наиболее квалифицированных специалистов подтягиваете к себе. В этой связи, что очень важно и к чему я клоню, к тому, что сейчас правительство предпринимает попытки, и небезуспешные попытки, создать систему повышения производительности труда. И в базовых отраслях производства мы в целом наблюдаем фронтальный рост промышленного производства, так вот в базовых отраслях производства у нас все-таки обеспечивается чуть больше 5% роста производительности труда. Конечно, то, что делает правительство на своем уровне, должно транслироваться на уровень конкретного реального производства. Это цифровые должны быть, внедряться цифровые системы управления, производства, улучшать систему управления производствами, логистику улучшать, этим нужно заниматься обязательно. Потому что если просто за счет дефицита рабочей силы будет вести к повышению расходов, связанных с заработной платой, то вы понимаете, в конечном итоге это будет подрывать всю экономику предприятий».

При этом промышленные предприятия жалуются на кадровый голод. Как пишет РБК со ссылкой на данные Института экономической политики имени Гайдара (ИЭП), в июле на дефицит сотрудников пожаловались 42% промышленных предприятий из числа опрошенных. Такой уровень кадрового голода стал максимальным с 1996 года. В апреле этот показатель составлял 35%.

ИЭП почти 30 лет проводит ежемесячные опросы руководителей примерно тысячи предприятий, а информация о кадрах собирается раз в три месяца.

Нехватка кадров ощущается как в категории рабочих профессий, так и инженеров, говорит исполнительный директор крупнейшего в России поставщика тяжелой промышленной техники, компании «Четра» Владимир Антонов:

— Отрасль машиностроения испытывает потребность как в рабочей специальности, так и в инженерно-технических работниках. Кадровый голод усиливался последние восемь лет, и в прошлом году это стало критическим фактором, который уже ограничивает рост объемов производства на предприятиях машиностроения и на нашем предприятии в частности. В первую очередь это рабочие профессии в обрабатывающей промышленности, машиностроении. Во вторую очередь это инженерно-технические работники, такие как технологи, конструкторы и различного рода специалисты. Потребность есть во всех категориях, нет излишка персонала в квалификациях или в профессиях.

— В чем причина, на ваш взгляд, и какие шаги вы предпринимаете?

— Демографическая причина, то есть в определенные временные периоды родилось меньше детей, сейчас меньше людей выходят на рынок труда. Вторая причина — это престиж рабочих профессий, то есть он был утерян некоторое время назад, и, соответственно, не пошли люди, специалисты учиться в колледжи, средне-специальные образовательные учреждения, и они не выпустились. Несмотря на то что сейчас уже заработная плата рабочих профессий превышает заработную плату инженерно-технических работников. Как мы работаем с этим? Безусловно, мы предлагаем лучшие условия труда, мы работаем с молодежью, с профессиональными учебными заведениями и с брендом работодателя над тем, чтобы он воспринимался согласно ценностям потенциального работника и текущего работника, то есть нужно работников не только привлекать, но и удерживать тех, которые есть.

Кадровый голод особенно ощущается в рабочих профессиях, говорит директор по маркетингу и стратегии машиностроительного завода «НАТЭК-Нефтехиммаш» Дарья Буйлова:

Дарья Буйлова директор по маркетингу и стратегии машиностроительного завода «НАТЭК-Нефтехиммаш» «В первую очередь у нас нехватка рабочих профессий. Всегда необходим сварщик, фрезеровщик, шлифовальщик и так далее. Мне кажется, это даже не зависит от какого-то периода, это происходит уже давно, нехватка именно в рабочих профессиях. Что касается менеджмента, закупок, даже частично технических специальностей, очень много специалистов на рынке, которые сейчас не могут найти работу. То есть в этих профессиях не чувствуем кадровый голод. Конечно, когда ребенок заканчивает школу, естественно, он идет получать высшее образование, все меньше и меньше людей идут учиться рабочим специальностям. Я действительно не понимаю почему, потому что зарплаты в рабочей специальности иногда намного выше, чем у обычного специалиста в офисе. Это очень хорошие деньги и хорошая мотивация, это всегда востребовано. Просто, наверное, в целом, конечно, люди идут получать высшее образование и не сильно стремятся к рабочим профессиям».

Говорит директор по работе с персоналом «Цементум», компании-участника Союза производителей цемента «Союзцемент» Ольга Соколовская:

Ольга Соколовская директор по работе с персоналом «Цементум», компании-участника Союза производителей цемента «Союзцемент» «Голод очень сильно ощущается, и мы сталкиваемся с тем, что очень часто поиск на высококвалифицированные позиции может занимать более двух-четырех месяцев с момента начала поиска. Наиболее проблемные направления для нас — это цементная технология, потому что данное направление практически покрывает все позиции производства в нашей отрасли. Затем, если мы говорим про ремонтное направление, то это в первую очередь механики. И также для нас крайне проблемно — это горняки, потому что на всех предприятиях присутствуют карьеры, и, собственно говоря, тоже много позиций, где требуется образование именно горное. Плюс наш нерудный бизнес, где тоже идет работа в карьерах. Также хочу заметить, что сложной сейчас сферой для поиска стали рабочие специальности, причем практически все. Это в настоящее время не самые популярные направления для нашей молодежи, и мы видим, что поток абитуриентов снизился. Это же подтверждают и учебные заведения, причем как средне-специальные, колледжи, так и профильные высшие учебные заведения».

В России образовался дефицит водителей-дальнобойщиков. Об этом со ссылкой на представителей отрасли пишет газета «Ведомости». По оценкам, не хватает порядка 60 тысяч водителей категории Е, это порядка 5% от штатной численности. По данным общественной организации «Водители России», дела обстоят еще хуже — не хватает почти 30% водительских кадров, из-за чего простаивает почти 20% парка большегрузного транспорта.

Дефицит кадров действительно есть, он растет, что с этим делать, непонятно, говорит генеральный директор компании «Оптималог» Георгий Властопуло:

Георгий ВластопулоГеоргий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Проблема со стареющим парком, со стареющим водительским составом и со стареющей профессией, это не первый год проблема. В Европе эта проблема наблюдается уже десятый год, и, по данным 2021-2022 годов, нехватка водительского состава по Европе была около 500-700 тысяч сотрудников. В России аналогичная ситуация, потому что долгое время фрахты на автомобильные перевозки как внутри России, так и на международном направлении не росли, они стагнировали, и, естественно, в профессию приходили все меньше и меньше людей. Оставались взрослые кадры, в основном 50+, по-другому привлечь невозможно было, потому что молодые кадры в основном уходили в другие профессии, и дальнобой их не привлекал. Сейчас плюс ко всему добавились, если мы говорим о российских проблемах, старение автотранспортного парка, отсутствие запасных частей, сложности в организации перевозок. Отрасль и так испытывает достаточно большие нагрузки, проблема водительского состава стала наиболее острой сейчас, когда требуется перераспределять транспортные потоки, потому что Европа как направление схлопнулась, необходимо открывать новые маршруты. В этом смысле, конечно, отсутствие водительского состава серьезно бьет по отрасли. Насколько это все возможно в ближайших перспективах как-то исправить, я думаю, что навряд ли, отрасль будет и дальше находиться под серьезным прессингом. Если повышать зарплаты, то есть покупать водительский состав повышенными ставками заработной платы, они и так росли за последнее время, то надо понимать, что эти расходы нужно гасить стоимостью перевозок, стоимость перевозок должна повыситься. Чтобы повысить стоимость перевозок, надо понимать, что должен будет на эту высокую стоимость откуда-то взяться спрос».

В данный момент большинство дальнобойщиков — это люди в возрасте старше 50 лет. В отрасли просят правительство увеличить количество автошкол, готовящих водителей большегрузов, и разрешить привлекать иностранных водителей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию