16+
Вторник, 18 июня 2024
  • BRENT $ 84.90 / ₽ 7558
  • RTS1127.16
22 сентября 2023, 15:12 Компании

У российских разработчиков игр проблемы из-за санкций и неудобства российского ПО

Лента новостей

Ряд разработчиков рассказали, что столкнулись со сложностями в поисках аналогов западного ПО, некоторые были вынуждены в авральном режиме переносить данные с зарубежных платформ на отечественные. При этом сама стоимость разработки изменилась не сильно, признают компании

Фото: Malte Ossowski/Sven Simon/DPA/TASS

Российские разработчики игр пожаловались на проблемы из-за санкций и ухода компаний. Это может сказаться на цене производства. Как рассказали РБК в студии Cyberia Nova, которая получила почти полмиллиарда рублей от властей на разработку исторической игры «Смута», компании пришлось организовывать так называемую аварийную миграцию в «Яндекс.Облако» с платформ Google. Разработчикам дали на это буквально неделю. Большинство материалов удалось спасти, но не все. При этом в компании отмечают, что российское ПО сильно уступает по удобству.

В студии Astrum Ent., которая известна по игре Warface, сказали, что на поиск аналогов западного софта ушел почти год, но большинство программ удалось заменить. «Железо» удалось найти в Юго-Восточной Азии, но выросла стоимость техники и замедлились поставки.

Самые большие проблемы с иностранным ПО, за лицензию на которое невозможно заплатить. Аналогов программ для работы с визуальной частью в России нет, говорит разработчик игры Lambda Wars программист Михаил Романцов:

— Пока еще можно содержать у себя аккаунты с ограничением 15 гигабайт, а как оплачивать, здесь уже история непонятна. У нас таких сервисов более 90%, поэтому здесь единственный выход — это своя собственная разработка всего вот этого ПО, того же Photoshop, делать свое собственное, не в Paint же работать, иллюстраторы, сейчас пока что Figma есть для других дизайнеров, тема действительно сложная.

— Я по поводу дороже хотел уточнить. Все процессы, которые мы описываем, на стоимость разработки как повлияли?

— Если мы смотрим на это так, что мы просто можем пользоваться «пиратками», чтобы разрабатывать наши продукты и потом продавать их внутри, то, может быть, это и выход. Это сомнительный подход, поскольку любой разработчик захочет доходность, а доходность возможна, только если это еще и за пределами Российской Федерации. И если своя собственная разработка, то по времени тут даже больше цена, тут это надо практически с нуля разрабатывать — все эти интерфейсы, программы, в которых люди поначалу будут работать. Я думаю, что пока что оно незаметно, но на долгосрок, я боюсь, что это будет сильно заметно.

— Собственно, ваши коллеги в этой публикации РБК говорят о том, что на глобальном уровне разработка в России стала даже дешевле, они опасаются того, что эта ситуация может привести к тому, что Россия превратится в страну аутсорсеров. Оригинальные продукты не выпускаются, а вот разного рода отдельные функционалы, поскольку дешевле, отдельным игрокам доверяются.

— Наверное, скорее всего, имеется в виду то, что у нас компании будут базироваться не локально, а где-то, опять же, на аутсорсе и нам просто будут предоставлять инструменты разработки. В каком-то плане, наверное, это правда, но я не вижу причины для такого категорического перехода на аутсорс. Какая-то часть, наверное, перейдет действительно, но не вся, как это сделали студии разработки игры Atomic Heart. Они привезли формально свою компанию на Кипр, соответственно доход получают именно благодаря тому, что у них все базируется на Кипре, а на деле компания российская. Им нужно содержать компанию в другом месте, им нужно как-то платить налоги, которые они получают из разных источников, это усложняется.

При этом участники рынка согласны, что стоимость разработки видеоигр в целом не сильно изменилась. Основная часть затрат на производство — это зарплаты сотрудников. Они растут, но в пределах инфляции, отмечают разработчики.

Из-за проблем с лицензиями и санкций многие компании-разработчики вообще уехали из страны, говорит независимый эксперт в области игр Константин Говорун:

— В России, на самом деле, игровой разработки почти не осталось. Просто чтобы вы понимали: наверное, 98% разработчиков из России уехали. Остались только либо те, которые связаны с ПК, например, либо разработчики игры «Смута», которая на государственный грант разрабатывается, и, может быть, какие-то одиночки, где весь разработчик — это один человек и у него как были расходы на еду, на электричество, так они и остались. Большинство разработчиков решили проблему, просто купив билет на самолет.

— В этом материале некоторые разработчики утверждают, что с учетом того, что основная часть зарплат — это зарплаты сотрудникам, на глобальном уровне, мол, разработка в России стала даже дешевле.

— Зарплата зависит от курса валют, и с нынешним курсом разработка, если пересчитывать в евро, она стала дешевле. А если в Европе кому-нибудь заказывать, то получится дорого, то есть все очень просто. А второй фактор — это то, что так как большинство компаний уехало, то много нормальных программистов, которые не хотят никуда уезжать, они оказались без работы. Зарплаты на рынке немножко подсели именно потому, что в каком-то смысле даже переизбыток сотрудников по некоторым позициям.

— Даже высказываются опасения, как бы Россия не превратилась в страну аутсорсеров.

— Наиболее типичный сорт аутсорсинга — это 3D-моделинг, обычно как раз игровые разработчики не нанимают себе внутри достаточное количество специалистов, а именно конкретные заказы отдают небольшим студиям, которые раскиданы по всему миру. Потому что это и дешевле, и удобнее. Наверное, в России тоже такие студии есть, хотя в последний год я чаще слышу о таких студиях в ближнем зарубежье вроде Казахстана или Армении. То есть даже аутсорсеры стараются переехать в близлежащую страну просто из финансовых соображений, потому что заказчикам из Европы или Америки не заплатить деньги в Россию.

Наложили санкции отпечаток и на доступность самих российских игр за пределами страны. В Cyberia Nova напоминают, что изначально «Смута» планировалась для мирового рынка, а сейчас «мы оказались внутри определенной закрытой коробочки».

О размещении на крупнейшей мировой площадке по продаже игр Steam разработчики сейчас могут «только мечтать», говорят собеседники РБК. Единственным каналом для продажи стал VK Play.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию