16+
Суббота, 22 июня 2024
  • BRENT $ 85.02 / ₽ 7478
  • RTS1115.39
18 сентября 2023, 17:53 Политика

ЕС обеспокоен будущей зависимостью от Китая в производстве литийионных аккумуляторов

Лента новостей

Проблема будет обсуждаться на встрече лидеров ЕС в начале октября. ЕС предлагает увеличить производство аккумуляторов для электромобилей, спрос на которые увеличится в 10-30 раз в ближайшие годы. Как ЕС планирует решать этот вопрос с учетом ограниченного количества сырья в мире для производства литийионных батарей?

Производство литиевых батарей.
Производство литиевых батарей. Фото: Visual China Group/ТАСС

Если Евросоюз не примет меры, то к 2030 году может стать таким же зависимым от Китая в производстве литийионных аккумуляторов и топливных элементов, как был зависим от России в энергосфере, пишет Reuters со ссылкой на разработанный председательствующей в Совете ЕС Испанией документ. Он станет основой для дискуссий об экономической безопасности Европы на встрече лидеров ЕС в Гранаде 5 октября. Там будут обсуждать снижение зависимости от КНР, а также необходимость диверсификации в сторону Африки и Латинской Америки.

В документе говорится, что Старому Свету нужна серьезная инфраструктура по накоплению электричества. Для этого понадобится много аккумуляторов для электромобилей, спрос на которые в ближайшие годы увеличится в 10-30 раз.

Комментирует сотрудник и аспирант Сколковского института науки и технологий Никита Буряк:

Никита Буряк сотрудник и аспирант Сколковского института науки и технологий «Основной рынок сбыта литийионных аккумуляторов, то есть вовсе не портативные устройства, не смартфоны, а именно электромобили, потому что там гораздо больше батарея необходима. Так как в Европе во многих странах строятся крупные гигафабрики по производству аккумуляторов, необходимо где-то брать сырье для того, чтобы их производить. Это, соответственно, должны быть высокочистые реактивы, то есть это гидроксид лития в частности. Есть статьи годичной давности, то есть они относительно свежие, которые показывают, что если все фабрики, которые должны будут производить литийионные батареи в Европе, введутся в эксплуатацию, то сырья на них не хватит с текущим уровнем поставки сырья в Европу. То есть кризис связан с тем, что Европа станет зависима от литийионных батарей из Китая в силу того, что просто сырье для них будет дешевле именно в Китае, потому что у Европы крупных источников этого сырья нет. Дешевле будет либо производить в Китае электромобили и завозить их в Европу, либо производить в Китае готовые батарейные блоки и завозить их в Европу. Таким образом, просто в самом худшем случае производство литийионных батарей может стать неконкурентоспособным в Европе. Но мне кажется, что, учитывая большой опыт европейских государств в производстве вот этих систем хранения энергии, они смогут защитить, во всяком случае, ту промышленность, которая у них сейчас есть, при помощи заградительных пошлин, субсидирования отрасли электромобильной, чтобы сохранить не такое сильное отставание от Китая, которое есть сейчас».

Евросоюз согласовал полный переход на электромобили с 2035 года. Страны — участники ЕС договорились, что к этому сроку на их территории будет введен запрет на продажу и регистрацию новых машин с двигателями внутреннего сгорания.

Говорит директор Центра европейской информации Николай Топорнин:

Николай Топорнин Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «Программу они приняли, производители сейчас стали перестраивать свой модельный ряд, электромобили есть практически у всех европейских производителей. И получается так, что у себя они стали налаживать выпуск самих электромобилей, а вот сердце электромобиля — это литийионная батарея, до сих пор поступает в ЕС по импорту в основном. И есть самсунговские батареи, которые считаются одними из лучших в мире. И это корейская фирма, Samsung, тоже разместила свои производства в Китае по той простой причине, что там просто дешевле рабочая сила и есть соответствующие инфраструктурные возможности. Еще нужно учитывать тот факт, что литий достаточно редкий металл, многие-многие месторождения уже законтрактованы на много лет вперед, и Китай здесь преуспел. Поэтому действительно проблемы есть, что ЕС может попасть от Китая в такую монопольную зависимость. Представьте на секунду: что-то случается, это не обязательно торговая война, это какая-нибудь очередная эпидемия или какой-то кризис произошел в Китае, энергетический или еще какой-то, цепочка обрывается и выясняется, что электромобили стоят собранные, но только не хватает батареи. Нигде батареи так просто не возьмешь, особенно в таких количествах. Китай не только такой конкурент, но еще опасный оппонент, потому что полтора миллиарда человек, ядерное оружие, свои цели, интересы. С Китаем сложно иметь дело, откровенно говоря, поэтому естественно, что начинают тревожиться и в Европе. И вот эта оценка, вот эти заявления и программы, которые принимаются в рамках Еврокомиссии, как раз нацелены на то, чтобы ускорить технологическое перевооружение Европы, чтобы она была конкурентоспособной».

В документе, который получило Reuters, также говорится, что из-за непостоянства возобновляемых источников энергии, таких как солнце или ветер, Европе понадобятся способы накопления энергии, чтобы достичь своей цели — нулевых выбросов углекислого газа к 2050 году. Как ранее сообщала консалтинговая компания Wood Mackenzie, такое решение в этом столетии обойдется миру в 2,7 трлн долларов инвестиций ежегодно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию