16+
Воскресенье, 16 июня 2024
  • BRENT $ 82.67 / ₽ 7359
  • RTS1137.45
24 июля 2023, 12:55 Компании

«Ъ»: российские авиакомпании могут не успеть выкупить зарубежные самолеты

Лента новостей

Они опасаются, что им не хватит денег, которые выделили для этих целей из фонда национального благосостояния, поскольку Минтранс до сих пор не определил критерии для их получения, а треть этой суммы уже потратили на нужды «Аэрофлота»

Фото: Денис Гришкин/АГН «Москва»

Обновлено в 17:25

Российским авиакомпаниям может не хватить времени и денег на выкуп зарубежных самолетов, пишет газета «Коммерсантъ». Речь идет о выкупе около 90 бортов, которые находятся в парке пяти российских компаний, таких как «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», «Руслайн» и чартерной iFly.

Сложность в том, что Минтранс по-прежнему не определил критерии получения средств из тех 300 млрд рублей, которые выделили из фонда национального благосостояния. К тому же известно, что около трети от этой суммы уже потратили на нужды «Аэрофлота».

На этом фоне остальные авиаперевозчики опасаются, что их оставят без средств из ФНБ и оплачивать самолеты придется своими силами. Кроме того, на закрытие сделок у большинства компаний осталось всего несколько месяцев, так как сроки разрешений, полученные от западных регуляторов, истекают 30 сентября. Будет ли достаточно выделенных российским авиакомпаниям денег для выкупа западных самолетов? Комментирует президент группы компаний Gold'n sky Александр Кочетков:

Александр Кочетков президент группы компаний Gold'n sky «Ситуация непростая, потому что 300 млрд рублей, которые выделены, не такая уж большая сумма, когда мы говорим об авиации. В России было почти 500 самолетов западного производства, их все нужно выкупать. Поэтому 80-90 самолетов, которые теоретически можно выкупить, это не так уж и много. Если верить автору статьи и утверждениям, что на «Аэрофлот» уже потратили около 100 млрд рублей, треть выделяемой из ФНБ суммы, то у других авиакомпаний есть почва для опасений. С другой стороны, в первую очередь государство будет спасать государственную авиакомпанию, «Аэрофлот». Скорее всего, такие крупные перевозчики, как S7, Utair, получат достаточно денег, чего, наверное, не стоит ожидать более маленьким перевозчикам. Говорить о критериях честного отбора можно долго, но это то же самое, как обсуждать футбольный матч. Мы можем придумывать различные критерии, но государство все равно сделает так, как нужно ему. Дискутировать даже технически сложно, мы можем определить количество перевезенных пассажиров за прошлые периоды, но не можем опираться на эту цифру. Поскольку это был пандемийный период, а брать значения, которые были до 2019 года, тоже неправильно. Если брать другой параметр — количество судов западного производства, то у «Аэрофлота» средний возраст парка шесть-семь лет, у Utair — 15-20 лет. Как мы будем определять? Воздушных судов больше у той или иной авиакомпании, но их возраст, их стоимость совершенно разные. Это будет просто решение Минтранса».

Несколько источников «Коммерсанта» рассказали, что Минтранс предложил авиакомпаниям рассмотреть возможность выкупить борта за свой счет, однако не предложил никаких льготных условий кредитования. В то же время льготные кредиты из ФНБ предполагались сроком на 15 лет под 1,5% годовых. В случае приобретения за счет фонда самолеты оформят в собственность подведомственной Росавиации лизинговой компании «НЛК-Финанс». Комментирует авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья ШатилинИлья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Традиционно операционный лизинг воздушных судов был экономически выгоднее, чем приобретение самолета за кредитные средства. Потому что при операционном лизинге самолет по истечении его срока возвращался лизингодателю, у него была остаточная стоимость. Лизинговый платеж был меньше, чем при финансовом лизинге, когда самолет после истечения срока остается у авиакомпании, и меньше, чем платеж по кредиту при приобретении воздушного судна в собственность. Но это было в прошлой экономической реальности, сейчас ситуация такова, что авиакомпании больше не могут по истечении срока вернуть самолет лизингодателю и взять вместо него новый самолет. Возможно, модель выкупа будет более привлекательной. Все зависит от того, какие будут лизинговые ставки, если это будет государственная лизинговая компания, которая за счет ФНБ выкупит самолеты для перевозчиков, и какая будет ставка по кредиту, если авиакомпании возьмут кредиты в банке. Если это полное приобретение в собственность, то, наверное, по сравнению с лизингом оно не будет менее привлекательным. Самолет в любом случае не вернется».

Есть ли у российских авиаперевозчиков возможность успеть закрыть сделки до окончания разрешения от западных регуляторов и нет ли угрозы монополизации рынка в России? Рассказывает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «Возможность решения вопроса, связанного с распределением средств для выкупа самолетов в лизинговых компаниях, может быть решена за оставшиеся два месяца. Это не значит, что все без исключения заявки будут удовлетворены, но это значит, что те компании, которые заблаговременно включились в решение вопроса, связанного с выкупом воздушных судов с привлечением средств ФНБ, имеют все шансы завершить все процедуры за ближайшие два месяца. Что касается возможного влияния выкупа воздушных судов из лизинга у иностранных лизингодателей, этот фактор, безусловно, может создать рыночные преимущества для тех компаний, которые выкупят суда в собственность, но о том, что это может радикально перевернуть рынок и создать какие-то колоссальные преимущества для тех или иных игроков или же вовсе приведет к монополизации рынка, говорить не приходится. Возможность полетов по международным маршрутам в страны, которые не принимают воздушные суда с двойной регистрацией, это все-таки пусть и немалая часть рынка, но не 100%. Кроме того, для ряда компаний такая задача и вовсе не стоит».

На днях «Уральские авиалинии» сообщили о планах выкупить 19 из 52 самолетов Airbus в своем парке и уже получили разрешение от США и Евросоюза.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию