16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.57 / ₽ 8239
  • RTS1160.60
5 апреля 2023, 15:17 Право

Российским блогерам предложат зарегистрироваться в качестве СМИ

Лента новостей

Условие — посещение блогерской страницы 5 тысячами уникальных пользователей в день. Законопроект о регулировании деятельности блогеров написан и передан в Минцифры для оценки. Многие ли решат регистрироваться?

Фото: Сергей Толмачев/Фотобанк Лори

Российским блогерам предложат пройти добровольную регистрацию в качестве СМИ. Соответствующий законопроект о регулировании их деятельности написан и передан в Минцифры для оценки. Об этом газете «Ведомости» сообщил представитель партии «Справедливая Россия». Ее депутаты разработали документ.

Законопроект предполагает добровольную регистрацию блогеров в качестве СМИ. Условие — посещение блогерской страницы 5 тысячами уникальных пользователей в день. Таким образом, на блогеров будут распространяться правила противодействия распространению «противоправной информации». Сообщение в блоге перестанет считаться мнением.

Эксперты вспоминают, что в 2014 году был принят закон о блогерах-трехтысячниках. Спустя три года его отменили. Что будет в этот раз и многие ли блогеры решат регистрироваться? Мнение Виталия Обедина, главного редактора медиаплощадки «Информационное агентство «Снег» из Якутии. Его медиаплощадка не зарегистрирована как СМИ, работает в формате блога:

— Нынешняя инициатива — это попытка взять под контроль информационное пространство. Не думаю, что как-то оно будет влиять, такой большой аудитории до 5 тысяч уникальных пользователей в день тоже нет, поэтому я не вижу, что для меня принципиально изменится.

— Если представить, что у вас появляются 5 тысяч уникальных пользователей, что вы тогда должны будете делать, бежать куда, чтобы зарегистрироваться как СМИ?

— В Роскомнадзор.

— Перечисляются полномочия, которые будут даны, запросы в госведомства, защита контента авторским правом наравне со СМИ, аккредитация на мероприятиях официальная — это все у вас сейчас, будучи совсем не зарегистрированным, и так есть?

— Аккредитоваться не могу, запросы мне отвечают как физлицу, если я буду направлять. Это во многом зависит от того, как реагируют сами чиновники, и это во многом зависит от репутации. Если незарегистрированные редакции, которые действуют как СМИ де-факто. У нас в Якутии долгое время был портал «Якт.ру», у которого была собственная новостная лента ньюс.якт.ру. Фактически это было крупнейшее частное медиа в республике. Официально они не регистрировались как СМИ, поскольку не хотели принимать на себя дополнительные обязательства. При этом все государственные и муниципальные структуры относились к ним как к зарегистрированному СМИ, отвечали им на запросы, приглашали на все мероприятия. Это вопрос выстраивания отношений, репутации. Единственное преимущество, которое дает регистрация в качестве средства массовой информации, — на тебя распространяется закон о СМИ, благодаря которому тебе обязаны отвечать на запросы, и, условно, ты можешь считать себя защищенным законодательством. Например, 144-я статья УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за попытки воспрепятствования законной деятельности журналиста. Если у тебя есть медийный вес, узнаваемость, репутация, с тобой и так обращаются достаточно лояльно. Настойчивой необходимости не было. Поэтому эти плюшки не кажутся сколько-нибудь привлекательными. Если бы они имели место или блогеры давно бы получали это свидетельство о регистрации.

Сейчас в стране и мире есть тенденция противостояния блогеров и государства. Во многом популярные блогеры сопоставимы по аудитории со СМИ. Понятно, что их нужно каким-то образом координировать и контролировать, говорят эксперты. В партии «Справедливая Россия» указывают, что сейчас блогеры размещают рекламу, но не платят с нее налогов, так как таких услуг не предусмотрено в ОКВЭД. Поэтому классификатор предлагается дополнить «деятельностью в сфере информации, и влияния на мнение аудитории в социальных сетях, и создания пользовательского контента».

Может быть, это как раз главная задача этого законопроекта в свете дел против крупных блогеров? Комментирует вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Алексей Парфун:

— Есть ощущение, что это как-то может быть взаимосвязано. Я считаю, что логично, справедливо ждать от блогеров уплаты налогов. Этот рынок долго не регулировался, он довольно большой, он уже давно больше чем рынок. Если взять его серую или черную часть, думаю, он будет в два-три раза больше официальных оценок. Официальные оценки, последние цифры, которые я помню, 12 млрд называли в 2022 году. На самом деле там денег еще больше. У меня есть ощущение, что огромная часть этого рынка, особенно средние, мелкие, многие крупные, не очень чистоплотны в уплате налогов. Было бы странно не ждать, что государство вмешается в этот вопрос. Люди получают большой доход, логично. Все с получаемого дохода государству платят налоги, так устроена экономика.

— Сколько процентов там может быть?

— Думаю, что там должны быть облегченные схемы, как для самозанятых, как для тех, кто находится на упрощенной системе налогообложения.

Хотя сейчас в законе есть возможности для борьбы с противоправной информацией, ответственность одинакова для всех граждан независимо от охватов их публикаций. Но последствия от публикации на аудиторию в миллион человек и на аудиторию в десять человек существенно отличаются, уверены справедливороссы. Впрочем, ужесточение ответственности они пока не разработали.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию