16+
Воскресенье, 14 апреля 2024
  • BRENT $ 90.15 / ₽ 8424
  • RTS1165.53
9 марта 2023, 13:51 Компании

Туроператоры раскритиковали систему «Электронная путевка» из-за спорных моментов

Лента новостей

Они предупредили о возможном «коллапсе отрасли», если утвердят нынешние правила ее работы. Изначально «Электронная путевка» создавалась, чтобы отслеживать риски каждой конкретной туркомпании

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Туроператоры раскритиковали правительственную электронную систему — аналог ЕГАИС для туроператоров, и предупредили о возможном «коллапсе отрасли» в случае утверждения ее текущих правил работы. Как пишет газета «Коммерсантъ», в них есть сразу несколько спорных моментов: данные о конечной стоимости туров (которые формируют не туроператоры, а их агенты при продаже), необходимость вносить в систему стоимость проданных туров для интуристов (данные о которых собирают зарубежные компании) и внедрение системы в свои сайты.

В Минэкономики настаивают, что раз туроператоры формируют продукт, то они и должны нести за него ответственность, и напоминают, что текущая версия проекта постановления — результат «паритета мнений сторон».

Изначально «Электронная путевка» создавалась как система, которая должна была помочь отслеживать риски каждой конкретной компании и на случай избежания скандалов при возврате средств туристам при аннуляции туров. Но в итоге она трансформировалась во что-то непонятное, говорит вице-президент Альянса туристических агентств России Алексан Мкртчян:

Алексан МкртчянАлексан Мкртчян вице-президент Альянса туристических агентств России «Возврат стоимости туров не имеет отношения к электронной путевке, и она даже не разрабатывалась системой. Для того чтобы людям в случае банкротства туроператоров вернули деньги, нужна не электронная путевка, а государственный механизм защиты туристов, то есть создание по аналогу неких зарубежных фондов. Когда мы знаем, что в Великобритании разорился тот или иной оператор или в Германии недавно было крупное разорение, то туристы не пострадали. Вот это нужно — создание компенсационных фондов для туристов. А «Электронная путевка» — это абсолютно не про деньги, это про некий учет, но не про возврат денег туристов. Пока никто об этом не заявляет вслух, что они подключились, говорят загадочно, туманными фразами. Сейчас же это необязательно, поэтому и информация эта необязательная для турагентов, для туристов. Они говорят туманными фразами, что тестируют сейчас «Электронную путевку». А тестируют ли они на самом деле или это обман, этого же никто никогда не узнает».

Формально «Электронную путевку» внедрили в России 1 сентября 2022 года. Ее разрабатывали около семи лет. Совладелец оператора системы ЭПАО «Крэт» утверждает, что к системе подключены более 200 туроператоров.

Но фактически этот механизм не действует и пока носит рекомендательный характер. По словам некоторых операторов, они, конечно, внесли в систему несколько тысяч тестовых путевок, но системно эту работу никто не ведет, и среди участников рынка сложилась негласная договоренность о том, что они займутся этим после сезона, пик которого наступит в апреле. Комментирует генеральный директор турфирмы «Дельфин» Сергей Ромашкин:

Сергей Ромашкин Сергей Ромашкин генеральный директор турфирмы «Дельфин» «Система на сегодня много раз тестировалась различными операторами, мы тоже пробовали тестировать. Нам представляется, что она недостаточно доработана, там есть часть проблем технического характера, но они, наверное, решаемы достаточно быстро. Вторая часть проблем, скажем, идеологического характера, то есть какие данные должны собираться. По этому поводу дискуссия идет последние три-четыре месяца. Что касается конечной стоимости путевки — это ключевая величина, потому что перенести на нас обязанность занесения в систему конечной стоимости — это препятствие. Смотрите, мы продаем в основном через агентские сети, а это самостоятельные хозяйствующие субъекты, которые могут, получив от нас турпродукт, продать его как дороже, так и дешевле той цены, по которой они приобрели его у нас, чаще дороже. Но насколько дороже, мы не знаем, у нас нет контактов туристов, и это тоже одна из проблем. Мы не можем занести в систему контакты туристов, у нас есть только фамилии и паспортные данные, у нас нет ни телефона, ни имейла этого туриста. Мы не знаем, по какой цене совершена сделка, например, в Хабаровске с хабаровским агентом, который купил у нас тур за 100 рублей, а продал за 103, три рубля — это его доход. То есть много данных, которыми мы не владеем, а на нас возлагают обязанность эти данные внести в систему. Поскольку агенты-то знают своего туриста, у него есть контактные данные, у него есть конечная стоимость продукта, он выбивает чек туристу, мы предлагали возложить на турагентов эту обязанность, но пока наши кураторы говорят, что нет, вы отвечаете за все. Что касается технической стороны, она тоже довольно сложна и потребует интеграции в систему учета путевок нашими внутренними системами. По нашим оценкам, это может занять от трех до шести месяцев, и от 500 тысяч до 800 тысяч рублей — это стоимость, фактически это зарплата работника, который будет заниматься этой интеграцией».

Ответственность за неиспользование «Электронной путевки» для туроператоров должна была наступить 1 марта, но срок был сдвинут на 1 сентября. Бизнес просит перенести эту дату. Глава Минэкономики Максим Решетников еще в декабре говорил о том, что «на местах слышим от бизнеса запрос на перенос сроков «Электронной путевки».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию