В споре о колдунщиках «Яндекс» выбрал мировое соглашение
Лента новостей
«Яндекс» договорился с компаниями, которые в 2020 году пожаловались в ФАС на злоупотребление доминирующим положением IT-гиганта в поисковой выдаче своих сервисов. Компания выплатит 1,5 млрд рублей в Фонд развития информационных технологий
Обновлено 20 января в 10:50
Российский IT-гигант заключит мировое соглашение с коалицией компаний, которые ранее пожаловались в ФАС на дискриминацию в поисковой выдаче. Об этом сообщает РБК со ссылкой на источник. Спор длился полтора года. Предметом разбирательства стали колдунщики — виджеты, которые появляются вверху страницы поиска с предложениями квартир, билетов и объявлений. В ряде компаний посчитали, что сервисы «Яндекса» при выдаче необоснованно оказываются в приоритете.
Например, «Кинопоиск» был на первом месте, а конкурирующий с ним ivi — на втором, ЦИАН уступал в поиске «Яндекс.Недвижимости», «Профи.ру» — «Яндекс.Услугам», а 2ГИС — «Яндекс.Картам». Теперь поисковик откроет формат расширенных ответов для всех желающих и пожертвует 1,5 млрд рублей в российский Фонд развития информационных технологий. Почему «Яндекс» решил пойти на мировую? Мнение руководителя аналитического агентства Content-Revi Сергея Половникова:
Сергей Половников руководитель аналитического агентства Content-Revi «Размер пожертвований кратно ниже потенциального штрафа. Учитывая то, как ФАС видит всю эту ситуацию, штраф бы, скорее всего, был. Если бы история закончилась через несколько лет, а я думаю, что не раньше, она бы закончилась тем, что ФАС признала бы «Яндекс» виновным и заставила бы заплатить штраф, это явно было бы не на пользу рынку. Есть разные исследования и опросы, но вряд ли кто-то будет спорить, что у платящей и активной аудитории среди интернет-кинотеатров «Кинопоиск» сейчас номер один. Де-факто ни на что эта выдача не влияет. Российский рынок интернет-сервисов сегодня находится в зрелом состоянии. Если человеку что-то надо, он знает сервис, в котором он эту услугу или товар приобретет, но у крупных старых игроков до сих пор есть такой стереотип, что у них все плохо из-за того, что они не попадают в колдунщики «Яндекса». Клиентура уходит к более продвинутым конкурентам, поисковая выдача здесь ни при чем, и это можно связать и с тем, что «Яндекс» пошел на мировую, потому что война-то уже закончена».
Ранее сам «Яндекс» оценивал потенциальный штраф ФАС по делу о дискриминации других сервисов в 4,4 млрд рублей. В случае заключения мирового соглашения поисковику придется существенно тратиться на продвижение своих сервисов, считает генеральный директор GoOmni Ефим Алдухов:
Ефим Алдухов генеральный директор GoOmni «Для «Яндекса» колдунщики [связаны с возможностью] почти бесплатно дотировать перекладывание из одного кармана в другой трафик на свои ключевые площадки, в том числе на маркетплейсы, поэтому предоставление расширенных возможностей для участия в колдунщиках для других компаний приносит в долгосрочной перспективе существенный рост расходов на продвижение собственных сервисов, как «Яндекс.Маркет», «Кинопоиск» и другие, которые сейчас активно продвигают через колдунщики. По большому счету та же самая ситуация касается всех экосистем. Если в рамках любой экосистемы существует некое серьезное конкурентное преимущество, которое позволяет дешевле привлекать аудиторию, экосистема автоматически выигрывает, мы это видим на примере Сбербанка, «Яндекса», Google и других компаний, которые имеют возможность запускать любые новые проекты по тематике с абсолютно минимальными издержками. Если мы говорим про запуск интернет-магазина, то IT-платформа, работа команды и так далее составляют условно около 50% расходов, а 50% расходов составляют издержки на продвижение, и это касается всех типов сервисов, будь то курьерская служба и так далее».
В «Яндексе», «Профи.ру» и «Авито» на момент публикации материала не прокомментировали возможное мировое соглашение.
Позднее Business FM получила комментарий от представителей «Авито». Вот что говорит директор по юридическим вопросам и взаимодействию с органами власти компании «Авито» Виктор Топадзе:
Виктор Топадзе директор по юридическим вопросам и взаимодействию с органами власти компании «Авито» «По масштабу, сложности, числу вовлеченных в процесс участников, по итоговому результату это беспрецедентный антимонопольный кейс для отечественной цифровой индустрии. Мы рады, что коалиции благодаря позиции ФАС удалось решить проблему в конструктивном ключе. Мы считаем, что интересы отрасли учтены, и рассчитываем, что это позволит всем интернет-сервисам развиваться в честной конкурентной среде, а пользователям с помощью обогащенного контента свободно выбирать любимые сервисы в поисковой выдаче «Яндекса». Этот кейс показывает как важность регулирующего воздействия государства в отношении ключевых цифровых рынков, так и зрелость и способность IT-индустрии к самоорганизации и конструктивному решению системных проблем. В результате доступ к технологии «обогащенных ответов» получат все заинтересованные участники отрасли, не только IT-лидеры. Мы рассчитываем на реальное партнерство между представителями отрасли и «Яндексом» и на добросовестное соблюдение им условий соглашения».
Мировое соглашение подтверждает выполнение «Яндексом» всех требований выданного ФАС России предупреждения от 20 февраля 2021 года и предусматривает дополнительные обязательства «Яндекса», направленные на сохранение конкуренции, заявили в «Авито».