«На дворе зима, уголь кончается»: жители Кузбасса пожаловались на ситуацию с выдачей угля
Лента новостей
Жителям Кузбасса не продают уголь для отопления частных домов, так как на это якобы «нет разрешения Москвы». И что угля не хватает, потому что его отправляют на экспорт. Об этом рассказала одна из местных жительниц. Поставщики угля это опровергли
В соцсетях и СМИ широко разошелся скриншот сообщения с жалобой на работу касс выдачи угля «Кузбасстопливосбыт». Это «дочка» Кузбасской топливной компании, одной из крупнейших поставщиков угля для частных домохозяйств в Западной Сибири. На жалобу уже отреагировала мэрия Кемерова. Там заявили, что «информация передана специалистам управления жилищно-коммунального хозяйства». В Кузбасской топливной компании сказали, что выписка угля в кассах возобновлена. И что Москва к его отгрузке отношения не имеет.
В городе Анжеро-Судженске такая же проблема. Об этом рассказали его жители в комментариях к посту с жалобой из Кузбасса. В гортопе Анжеро-Судженска их предупредили, что на этой неделе выписки угля не будет. Business FM позвонила в одну из местных касс под видом клиента. Угля там нет:
— Скажите, пожалуйста, можно уголь заказать, есть в наличии? У меня уже кончается, прямо на исходе, хотела узнать.
— Нет, угля нет.
— А когда будет?
— Когда будет, неизвестно, надо звонить узнавать.
— Через неделю решится проблема, как думаете?
— Я не знаю, по факту.
— Вообще непонятно, когда что будет? Ладно, хорошо.
— Да.
По словам местных, перебои с поставками угля происходят регулярно, город находится в 90 километрах от Кемерова, и гнать туда машины, как только кончается уголь, невыгодно. Везут разом и много. Для понимания: чтобы запасти на зиму уголь для одного дома, нужен целый грузовик типа КамАЗа.
При этом в администрации города говорят, что никаких перебоев нет. Вот что заявил Business FM начальник УЖКХ администрации Анжеро-Судженского городского округа Максим Масалкин:
Максим Масалкин начальник УЖКХ администрации Анжеро-Судженского городского округа «В городе Анжеро-Судженске функционируют две организации: «Алавеста групп» и «Кузбасстопливосбыт». «Алавеста групп» с утра открылись, распродали весь имеющийся запас угля, а после обеда не функционируют. «Кузбасстопливосбыт» функционирует в обычном режиме, запаса угля на складах достаточно, свыше восьми тысяч тонн, можно выписать в любой момент по обычному графику».
Кузнецкий угольный бассейн является одним из самых крупных угольных месторождений мира. На долю Кузбасса приходится 56% добычи каменных углей в России, около 80% от добычи всех коксующихся углей, а по целой группе марок особо ценных коксующихся углей — 100%. При этом в 2021 году жители Новосибирской, Кемеровской, Омской областей и Алтайского края столкнулись с дефицитом кузбасского угля. Среди причин тогда называли подорожание самого угля, рост стоимости его доставки поездами и увеличение экспорта.
Президент России Владимир Путин согласился закрепить дополнительный вывоз 9 млн тонн угля из Хакасии, Бурятии и Тувы. Экспорт из этих регионов упал почти вдвое из-за роста добычи в Якутии, и работающие там СУЭК и «Коулстар» могли недополучить 1 млрд долларов. Теперь вывоз из этих регионов станет более приоритетным, а доля угля в экспорте по Восточному полигону увеличится до 75%. Комментирует директор в группе корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров:
Илья Макаров директор в группе корпоративных рейтингов АКРА «Бывали ситуации по прошлым годам, когда спрос был низкий, закрылось западное направление, не было смысла туда возить, цены были не очень хорошие, соответственно, объемы снизились, и регионам не было смысла их увеличивать. А объемы в рамках квот были заявлены, РЖД требовали давать и вывозить. В этом смысле есть минус. Но, наверное, правильнее для регионов работать в рамках этих квот и ориентироваться на внешнюю и внутреннюю конъюнктуру, стараться эти объемы соблюдать. В части Хакасии, Тувы, Якутии, это новые регионы в плане добычи угля, новые проекты запущены, поэтому для их собственников критически важно вывозить уголь без всяких проволочек. Эти регионы необходимо развивать, поэтому решение правильное. На эти регионы необходимо обеспечить квоты по вывозу, и РЖД со своей стороны должны обеспечить вывоз, инвестировать в железнодорожную инфраструктуру, чтобы все заявленные объемы вовремя вывозились. Но это происходило в 2021 году, в сложных климатических условиях, может быть, там не было оперативного реагирования со стороны РЖД, много вагонов простаивало на путях, особенно на перегрузке, уголь замерзал, и все эти негативные эффекты с задержкой перевозки угля».
Ранее генеральный директор СУЭК Степан Солженицын просил власти разработать недискриминационный алгоритм вывоза грузов. По его словам, из-за отсутствия прозрачного механизма распределения квот на вывоз грузов страдает, например, Бурятия, которой в прошлом году их сократили на 75%.