16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
28 сентября 2023, 17:45 Компании

Вячеслав Спиров, «СберЛизинг»: «Российский рынок лизинга ждет новых рекордов»

Лента новостей

По его словам, тренд на восстановление был взят еще во втором полугодии прошлого года, в этом году он продолжился

Вячеслав Спиров, генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг»
Вячеслав Спиров, генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг» Фото: пресс-служба

Игроки рынка адаптировались к новым условиям. Об изменившемся поведении клиентов, поиске новых поставщиков на замену западным брендам и перспективах лизинга в России в интервью BFM.ru рассказал генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг» Вячеслав Спиров.

Первый вопрос, конечно, о состоянии рынка лизинга. В прошлом году был спад, в этом началось восстановление. Есть ли какие-то цифры?
Вячеслав Спиров: Рынок действительно восстанавливается. Тренд на восстановление был взят еще во втором полугодии прошлого года, в этом году он продолжился. Основной ориентир, по которому мы судим о динамике рынка, — объем новых сделок. Это общепринятый на рынке критерий. По нему рынок вырос больше чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но что, наверное, особенно важно отметить, — доля лизинга в ВВП существенно выросла, до 2,6%, и это абсолютный рекорд за всю историю российского рынка лизинга. Это говорит о том, что восстановление происходит не только за счет того, что предыдущие объемы вернулись. Это качественный рост рынка. Поэтому мы считаем, что рынок очень устойчив к кризисам, и за последние десять лет он демонстрирует к различным турбулентностям очень хорошую реакцию, восстанавливается быстро, проседает, в общем-то, очень локально и не сильно. Поэтому можно говорить о том, что сейчас рынок перешел в фазу роста, и мы в этом году ждем новых рекордов по объему рынка, по объему нового бизнеса.
Не секрет, наверное, что лизинг быстрее других финансовых продуктов реагирует на негативные факторы и потом быстрее других восстанавливается. Насколько серьезным было падение в прошлом году? Как вы на себе это ощутили?
Вячеслав Спиров: Серьезного падения не было. Наверное, были действительно два-три месяца острой турбулентности, когда рынок перестраивался. Во многом это было связано с двумя факторами. Первый — достаточно высокая процентная ставка, которая повысилась вслед за увеличением ключевой ставки Центрального банка. И второй — это уход с рынка ряда западных поставщиков. Понятно, что необходимо было перестроить свой ассортимент, но в целом я считаю, что рынок лизинга буквально на два месяца в прошлом году упал, потом вернулся к привычной работе и восстановительной динамике.
Как трансформируется сегодня российский рынок лизинга? Какие сегменты показывают хорошие результаты? Какие сегменты, может быть, чуть-чуть похуже?
Вячеслав Спиров: В этом году очень хорошую динамику продолжил показывать сегмент специальной строительной техники. Он и в прошлом году рос, в этом также растет, и это один из основных драйверов рынка. Выстрелили грузовые машины. В прошлом году этот сегмент немножко медленнее рос, в этом году он действительно выстрелил. Сегмент легковых машин, который до этого рынок за собой тянул многие годы, растет несколько медленнее. Мы это связываем, опять-таки, с перестройкой рынка по брендам, но в целом этот сегмент тоже в плюсе. Сегмент авиализинга сейчас активно перестраивается. Если резюмировать, то главный сегмент, который сейчас за собой тянет рынок, в хорошем смысле этого слова его драйвит, — это специальная строительная техника и грузовые машины.
А промышленное оборудование, торговое оборудование, там что происходит?
Вячеслав Спиров: Эти сегменты тоже растут, но их темпы ниже, чем уже упомянутая специальная техника, потому что эти сегменты сейчас обеспечивают и основной объем прироста, и основной объем рынка. Эти сегменты, по сути, — системообразующие для рынка.
С чем вы это связываете? У нас стали больше строить?
Вячеслав Спиров: Ну, во-первых, была пауза, связанная с отложенным спросом. Рынку необходимо было понять, какую технику покупать, какая техника будет эксплуатироваться, и накопился определенный отложенный спрос за прошлый год. Сейчас стало понятнее, что покупать, чем строить, на чем работать. И этот отложенный спрос реализовался. Во-вторых, действительно ряд крупных инфраструктурных проектов строительных поддерживает сегмент специальной техники, и, конечно, это крайне позитивно сказывается на его развитии.
Как изменилось поведение клиентов? Они сейчас выбирают среди прочих вариантов те, которые дешевле, или те, где лучше качество?
Вячеслав Спиров: Мы все-таки предоставляем финансовую услугу, и цена, конечно, всегда имеет значение. Это важный фактор, но отнюдь не единственный, и рынок лизинга, мне кажется, хорошо демонстрирует тот факт, что только процентной ставкой или только ценой клиента привлечь невозможно. Клиент выбирает и выгодные условия, и хорошее, удобное, гибкое качество обслуживания. Поэтому сейчас рынок лизинга настолько развит, что дает возможность клиентам выбирать по критерию качества услуги, качества сервиса, а не только по базовым вещам, таким как процентная ставка.
Раньше многие клиенты брали в лизинг технику и оборудование определенных брендов, как правило, западных, которые сейчас ушли. Что делают такие клиенты в нынешней ситуации?
Вячеслав Спиров: Из цифр прироста рынка очевидно, что все перестроились. Перестроились лизинговые компании, перестроились наши клиенты. Активно на рынке представлены китайские бренды, активно представлены российские бренды, если говорить о сегментах грузового транспорта, дорожно-строительной техники. Поэтому рынок перестраивается, и, в принципе, по всем основным позициям мы видим, что переориентация на доступные сегодня бренды уже произошла. Просто немного изменилась структура продаж с точки зрения брендов, с точки зрения объемов, номенклатуры техники. Рынок для себя все выходы нашел и спокойно вернулся к плановым закупкам и обновлениям своих парков.
А есть ли отдельные позиции, по которым сложно найти замену?
Вячеслав Спиров: Чуть дольше проходит переориентация рынка легковых машин. Если говорить о рынке специальной техники, он и до всех изменений, связанных с внешними факторами, активно развивался в направлении китайских и отечественных брендов. Если говорить про легковые машины, то здесь за прошлый год рынку понадобилось больше времени, чтобы перестроиться. С этим отчасти я связываю и то, что лизинг легковых автомобилей не так активно выстрелил с точки зрения восстановительного роста, как прочие сегменты. На легковом рынке еще завершается формирование новой линейки брендов, нового ассортимента. Мы ждем здесь, что рынок будет сформирован в этом году и, соответственно, продолжит дальнейшее активное развитие. По остальным позициям, ну, наверное, совсем локальные вещи, связанные со специфическим оборудованием, специфической техникой под какие-то очень узкие задачи. Наверное, здесь вопросы были, но все эти вопросы решаются, поэтому, на мой взгляд, рынок переориентацию свою достаточно успешно прошел.
Почему вообще сейчас выбирают лизинг? Ведь есть же другие способы приобрести то, что нужно. Самый простой — это кредит.
Вячеслав Спиров: Мне кажется, здесь ответ тоже уже давно для бизнеса очевиден. С точки зрения финансовых условий лизинг выгоден и по процентной ставке, и по различным программам субсидирования, и по различным программам совместным с вендорами. Плюс объективно лизинг — это продукт гибкий и удобный, его можно быстро получить, можно сделать это удаленно, можно сделать это полностью в электронном виде. На мой взгляд, он более доступен, чем кредитование. Лизинг выбирают, потому что это удобно и финансово не менее выгодно, чем другие инструменты финансирования.
В нынешних условиях привлекательность лизинга повышается или все осталось как прежде?
Вячеслав Спиров: Рынок достаточно конкурентный, и много лизинговых компаний на этом рынке давно ведут активную конкурентную борьбу. Мне кажется, за счет этого как раз выигрывает клиент, и он получает с каждым годом все более удобный сервис. Можно сказать, что рынок лизинга меняется скорее в сторону развития клиентского сервиса, удобства, максимально старается удовлетворить все потребности клиента — не только базовые, но и более широкие.
«СберЛизинг» работает со всеми клиентами, начиная от крупных корпоративных и даже государственных, и вот вниз по этой вертикали, вплоть до небольших компаний. То есть к вам может прийти любой предприниматель и что-то взять в лизинг?
Вячеслав Спиров: Совершенно верно. Более того, не просто может прийти, а активно приходит. Всего в компании 28 тысяч клиентов, и большая доля из них — это малые бизнесы и индивидуальные предприниматели. Принято считать, что лизинг для малого бизнеса — это в основном транспорт или какая-то техника. Но мы в том числе предоставляем малому бизнесу оборудование. И такой продукт у нас запущен. Действительно, мы работаем и с индивидуальными предпринимателями с большим удовольствием, и с малым бизнесом. Нам интересны малые сделки стоимостью от 1 млн рублей. Мы нашу продуктовую линейку много-много лет назад расширили и развили в этом направлении.
В этом году «СберЛизингу» исполняется 30 лет. С чем компания подошла к этому юбилею?
Вячеслав Спиров: Если говорить в цифрах, то полугодие мы закончили с ростом к 2022 году в 2,5 раза, и результатами мы довольны. С точки зрения объемов бизнеса мы также активно развиваемся. Сегодня компания представлена во всех регионах России. Мы работаем со всеми клиентскими сегментами — от индивидуальных предпринимателей, крупных компаний до государственных заказчиков. Мы — компания универсальная, активно развивающаяся, имеющая накопленный опыт и потенциал.
«СберЛизинг» — «дочка» Сбера, это крупнейший банк страны, а также одна из крупнейших технологических компаний. Как это влияет на вашу работу?
Вячеслав Спиров: То, что мы часть «Сбера», дает нам большие возможности. Первое, на что я хотел бы обратить внимание, и, на мой взгляд, что главное, — это технологичность. «Сбер» — это технологичная компания, и то, что мы двигаемся в одном технологическом тренде, — это большое преимущество. С одной стороны, наши клиенты имеют возможность получить со стороны «СберЛизинга» очень технологичный продукт. С другой стороны, если по каким-то причинам ему удобно работать в системах банка, здесь тоже нет никакой проблемы: мы уже интегрированы в бизнес-приложение банка, его продуктовую линейку. И для клиента это бесшовный опыт, когда он, не переходя из систем, которые для него привычны при взаимодействии с банком по расчетно-кассовому обслуживанию, по кредитованию, переходит к лизингу. Например, у нас сейчас запущен продукт по кредитному потенциалу, который предлагает клиентам возможность в том числе воспользоваться не только кредитованием, но и лизингом в рамках продуктовой линейки «Сбера». Второе — это доверие клиентов. «Сбер» имеет широчайшую региональную сеть, и клиенты имеют возможность получить лизинг во всех отделениях, которые работают с корпоративными клиентами. Это дает очень большие возможности по территориальному охвату. И это просто удобно бизнесу, когда ты имеешь возможность в своем городе получить лизинговую услугу, не обращаясь куда-то с разницей в часовых поясах.
Как работают цифровые технологии в лизинге?
Вячеслав Спиров: Достаточно давно, уже четыре года назад, мы начали программу по переводу наших сделок в электронный формат. Рынок к этому начал привыкать не сразу, не всем клиентам были очевидны преимущества, но сейчас можно смело говорить о том, что рынок уже перешел в цифру. Мы более 95% сделок оформляем в электронном виде, причем это касается не только подписания самой документации. Это все взаимодействие с клиентом: обмен документами, рассмотрение заявки. Рынок лизинга действительно активно достаточно цифровизуется, и мы здесь — мне приятно об этом говорить — были одной из первых компаний, которая реализовала формат цифровой сделки. Поэтому, наверное, первое, о чем стоит говорить, — это взаимодействие с клиентом. Оно становится удобным, оно может осуществляться из любой точки, это действительно важное преимущество с точки зрения клиентского опыта. Все технологии внутреннего документооборота, принятия решения, оформления сделки — они, конечно, тоже цифровизуются, и это делает услугу более дешевой, более экономичной. Это тоже важный момент повышения эффективности лизингового бизнеса.
Ну а сами клиенты что выбирают: офис или электронное оформление сделки?
Вячеслав Спиров: Клиенты разные. Мы стараемся соответствовать ожиданиям и тех и других, но если говорить о цифрах, то 95% наших клиентов подписывают сделки дистанционно, им визит в офис не нужен. Но, безусловно, для того, чтобы познакомиться, пообщаться, мы с клиентами встречаемся и у них в офисе, и у нас, эти процессы могут быть запараллелены.
Нейросети уже используются в лизинге для оценки потенциальных клиентов или в других внутренних процедурах?
Вячеслав Спиров: С точки зрения оценки клиентов понятно, что банковские группы, да и все финансовые компании, уже достаточно давно используют масштабные, сложные математические модели. Здесь я не думаю, что сейчас для рынка в этом есть какая-то новость или какое-то серьезное ноу-хау. С точки зрения нейросетей в клиентском сервисе сейчас ярко выраженный тренд — GPT-чат, различные чат-боты. Здесь могут применяться именно в клиентском взаимодействии какие-то элементы таких технологий. Я думаю, что через какое-то время мы сможем обсудить, как это реализовано на практике.
Что вы ожидаете от рынка до конца этого года? Что планируете на ближайшее будущее?
Вячеслав Спиров: Если говорить про рынок в целом, я думаю, что он продолжит расти. Думаю, в этом году мы точно увидим абсолютный рекорд по объемам нового бизнеса. Мы оцениваем этот год как 3,3 трлн рублей нового бизнеса. И мне кажется, что рынок на эту отметку выйдет. На мой взгляд, основные игроки продолжат рост. Наша задача — быть в тренде. Мы тоже планируем расти и развиваться и с точки зрения качества наших услуг, и с точки зрения удобства нашего продукта. Мы продолжаем развивать технологии, которые видят клиенты, которые позволяют им с нами взаимодействовать удобнее, проще и быстрее. И, конечно, будет дальнейшее развитие технологий, которые «под капотом», которые клиент не видит, но которые повышают эффективность наших процессов и в конечном итоге позволяют нам делать интересный продукт.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию