16+
Пятница, 21 июня 2024
  • BRENT $ 85.13 / ₽ 7272
  • RTS1115.39
19 августа 2023, 23:11 Общество

Каким может быть контроль за видеоиграми в России и как это повлияет на индустрию?

Лента новостей

Эксперты, опрошенные Business FM, говорят, что намеренная фальсификация истории в видеоиграх в целях формирования определенных ценностей у молодежи — единичные кейсы. Тем не менее российские власти всерьез готовы заняться этой проблемой

Фото: Elnur / Фотобанк Лори

В Роскомнадзоре заявили, что видеоигры не должны искажать историю. В ведомстве отметили, что видеоигры являются одним из элементов воспитания молодежи и детей. В СПЧ считают, что игры с кадрами насилия необходимо запрещать. Глава совета Валерий Фадеев заявил, что популярным западным видеоиграм необходимы юридический анализ и оценка, если в сценарий закладываются «дурные идеи».

Игр, которые намеренно искажают исторические факты, по мнению экспертов, не так уж много. Их можно пересчитать по пальцам. Самые яркие примеры относятся к жанру шутеров в военной тематике. Одна из таких игр — вторая часть Company of Heroes. В 2013 году ее сняли с продажи в России за неверное изображение советских солдат во время Великой отечественной войны. Еще один спорный пример — Call of Duty. В 2009 году из российской версии второй серии игры вырезали одну миссию, где игрок должен был под видом боевика нападать на мирных граждан.

В мировой практике уже есть система, когда государство следит за риторикой, которую предлагают видеоигры, указывает директор по развитию направления игровой индустрии в университете «Синергия» Михаил Пименов:

Михаил Пименов директор по развитию направления игровой индустрии в университете «Синергия» «В разных странах уже давно сложилась практика, когда существуют рейтинговые системы, которые позволяют оценить те или иные игры для различной аудитории, как правило, это связано с возрастом. Но, если взять, например, китайскую систему, там смотрят еще и на риторику, различные запрещенные упоминания и тому подобное. Во-первых, если сравнивать с западными странами, у нас не хватает своей риторики, на Западе она уже давным-давно интегрирована — что в кино, что в видеоигры, потому что игры — это уже и канал коммуникации с огромной аудиторией. Есть большая разница между литературным вымыслом и намеренным искажением истории. В ряде игр мы видим приписку «основано на реальных событиях». Но одно дело, когда за основу действительно берутся какие-то исторические события, а не просто сеттинг, и совсем другое, когда специально и намеренно вставляются какие-то элементы, которые могут служить «мягкой силой» для того, чтобы убедить массовую аудиторию в событиях, которые не соответствуют исторической действительности».

Контроль за видеоиграми в России довольно сложно установить технически. Из-за западных санкций и ухода из страны многих зарубежных компаний за прошедший год значительно распространилось пиратство. А популярные сервисы для лицензионной покупки игр тоже в основном иностранные, и они вряд ли прислушаются к требованию российских госорганов.

В июле Минэкономразвития рассказало о новом законопроекте о маркировке видеоигр. Его разрабатывают вместе с Минцифры и Минздравом. Производителям и дистрибьюторам предложат самостоятельно маркировать игры в зависимости от содержания. Такая система контроля может быть вполне успешной, считает основатель Vengeance Games, преподаватель программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, преподаватель РАНХиГС Константин Сахнов:

Константин Сахнов основатель Vengeance Games, преподаватель программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, преподаватель РАНХиГС Константин Сахнов «Все игры — это так или иначе некий виртуальный вымышленный мир, поэтому в абсолютном большинстве игровых продуктов к исторической достоверности разработчики относятся не очень аккуратно. У них нет образовательной цели, у них нет культурной цели, их цель — бизнес. Донесение своей культуры до других людей через игры — это, безусловно, хороший инструмент влияния, очень массовый, поэтому очень важно смотреть именно в этом направлении. А вот что игры могут искажать историю, мне кажется, это все-таки очень конкретные продукты. Мы не найдем такого массового феномена и тренда. Есть Минкульт — он может запретить. Есть новая система, прорабатываемая Минцифры по маркировке игр, — она может запретить. Мне кажется, дополнительных действий по защите российского рынка от «недружественных» продуктов нет смысла делать».

Ранее Владимир Путин поручил продвигать российские игры в страны БРИКС. А в Минцифры поддержку отечественных видеоигр назвали приоритетом на ближайшие пять лет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию