16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 88.45 / ₽ 8252
  • RTS1163.50
26 апреля 2023, 09:02 Стиль жизниКультура

Первый мерч, первые рекламные кампании и первый копирайтер: в «Зотове» новая выставка

Лента новостей

Это исследование о том, как визуальные эксперименты конструктивистов со словом и языком влияли на формирование городской среды и на жизнь обычных людей. Оно связано с именами Эль Лисицкого, Владимира Маяковского, Александра Родченко, братьев Стенберг и других

Фото: Киселев Сергей/Агентство «Москва»

В модном центре «Зотов» новая выставка — «Логос: голос конструктивизма». Она посвящена роли слова в 1910-1920-е годы, а еще изменившемуся в то время языку, литературному и визуальному.

Выставка в здании бывшего хлебозавода № 5 на Ходынке — это исследование о том, как визуальные эксперименты конструктивистов со словом и языком влияли на формирование городской среды и на жизнь обычных людей. Как эволюционировали здания, книги, газеты, рекламные плакаты, фотографии, радиопередачи, кинофильмы под влиянием и в руках Эль Лисицкого, Владимира Маяковского, Александра Родченко, братьев Стенберг. О концепции проекта рассказывает куратор выставочного направления центра «Зотов» Полина Стрельцова:

Полина Стрельцова куратор выставочного направления центра «Зотов» «Изначально выставка появилась как рефлексия на тему ЛЕФ («Левого фронта искусств»). Потому что в этом году 100 лет ЛЕФ, но не только ему. Много разных юбилеев, связанных с авангардом. Мы живем спустя столетие после этой яркой эпохи и, даже когда делали выставку, мы поняли, что в 2023 году юбилей «Синей блузы», о которой мы говорим на выставке. Это совпало. «Добролет», например, рекламная кампания, которую делали Родченко и Маяковский. И вообще возникновение «Добролета». Это первый мерч. Маяковский — первый копирайтер, первая комплексная рекламная кампания. Первый бренд, разработка фирменного стиля. Действительно, эпоха яркая, и здорово, что получается вот так красиво спустя 100 лет об этом вспоминать».

Вообще, 1910-1920-е годы — время экспериментов по созданию междисциплинарных проектов, где встречалось на первый взгляд несовместимое. Чего только одни книги стоят: разные материалы, фактуры, разные шрифты, которые причудливо стыкуются друг с другом.

«Текст должен производить тот же эффект, что голос и жесты оратора», — говорил Лисицкий, и тут это применимо к каждому экспонату. Всего более 350 предметов из 30 музеев и частных собраний. Многое взяли из музея Маяковского, который закрыт последние десять лет. То, что касается типографики, подбирала искусствовед, правнучка Александра Родченко Екатерина Лаврентьева:

Екатерина Лаврентьева искусствовед, правнучка Александра Родченко «Александр Родченко эту тему развивал, работая в разных жанрах, каждый раз ее по-своему переосмысливал. Там есть и обложки книг, и использование того самого брутального палочного чертежного шрифта — это конструктивистский «леттеринг», как мы теперь стали называть такие надписи. Это тоже про слово, которое звучит через способ своего написания. Это, кстати, обложка для журнала «Радиослушатель», где он берет типовое решение, но прорезает в этой обложке дырку круглую, и в этой дырочке каждый раз мы видим новую фотографию, которая печатается на титуле. Это монтаж. Это, с одной стороны, рупор, знак декламации, знак агитационных сообщений. С другой стороны, это некое условное отверстие специального устройства, которое мы называем радиоточкой и которое тоже транслирует что-то сказанное в прямом эфире. И это же тоже знак эпохи».

На мой взгляд, это та выставка, по которой лучше всего ходить в сопровождении медиатора: в одиночку многое не поймешь, не проследишь все причинно-следственные связи. И лучше делать перерывы: очень много информации, много текста.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию