Эммануэль Макрон в Китае говорит не только об Украине. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Политическая часть миссии Макрона в Китае по изменению позиции КНР в отношении роли России в украинском конфликте очевидно провалилась, а экономическая, кажется, удалась. Был подписан ряд соглашений о расширении экономического и технологического сотрудничества Франции и Китая. Общий итог визита резюмирует Георгий Бовт
Президент Франции Эммануэль Макрон начал трехдневный визит в Китай, в ходе которого обсуждаются как вопросы двустороннего экономического сотрудничества так и связанные с военным конфликтом на Украине. Макрон рассчитывал убедить Китай воспользоваться своим влиянием на Россию и тем самым способствовать достижению мира на Украине. Одновременно с Макроном в Пекин прибыла глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Насколько вероятно сближение Китая с Евросоюзом?
Макрон хочет в ходе данного визита перейти на более доверительные отношения с председателем Си. Хотя в первый день их переговоры продлились всего полтора часа, планируется дополнительное общение в ходе совместной поездки в город Гуанчжоу. Там отец Си Цзиньпина работал на заре китайских реформ губернатором провинции Гуандун. Тем самым Макрон, видимо, хочет выправить свой имидж «главного переговорщика» Европы после того, как в прошлом году он вызвал критику за многочасовые, но совершенно бесплодные телефонные разговоры с Путиным, которые не смогли ни предотвратить, ни потом остановить конфликт на Украине.
Впрочем, судя по совместной пресс-конференции Макрона и председателя Си особых прорывов на украинском направлении не случилось. Зато была подтверждена обоюдная приверженность недопустимости использования ядерного оружия, в том числе в украинском конфликте.
Совместный визит Макрона и главы Еврокомиссии стал классическим форматом «злого и доброго следователя», где фон дер Ляйен была первым. Накануне поездки в Пекин она выступила с жесткой программной речью об отношениях ЕС с КНР, призвав страны ЕС «избавиться от чрезмерной зависимости от Китая» и намекнув, что ЕС может выйти из Всеобъемлющего соглашения о взаимных инвестициях 2020 года. Она также призвала страны ЕС «смелее использовать» новые инструменты против Китая, включая углубленную проверку иностранных субсидий и инвестиций на предмет подрыва нацбезопасности и шпионажа.
И если в Пекине Макрон «стелил мягко», говоря, что Китай может «сыграть важную роль» в «поисках путей к миру» на Украине, но и Европа не должна экономически отделяться от Китая и должна сохранять торговые отношения с ним, то фон дер Ляйен гнула более жесткую линию, призвав КНР «сыграть свою роль в продвижении мира и справедливости» но только такого, «который уважает суверенитет и территориальную целостность Украины.
И даже «дернула за хвост» китайского дракона, заявив касательно Тайваня, что никто не имеет права в одностороннем порядке менять статус-кво угрозой применения силы в этом регионе.
Относительно возможных поставок оружия России, она сообщила, что «ясно дала понять, что это нанесет значительный ущерб отношениям ЕС и Китая». Совместной пресс-конференции с председателем КНР глава Еврокомиссии удостоена не была. Зато ей, по ее словам, удалось добиться согласия Си позвонить Зеленскому, но — когда «для этого сложатся условия».
А вот Макрон как раз на такой пресс-конференции публично призвал председателя Си «образумить Россию и посадить ее за стол переговоров». После чего, видимо, счел свою миссию на «украинском треке» выполненной за невозможностью добиться перемены позиции Пекина в отношении Москвы. Когда Макрон говорил в ходе данного мероприятия в два раза дольше хозяина встречи, то временами Си Цзиньпин выглядел даже раздраженным и несколько раз глубоко вздохнул, когда Макрон обратился к нему напрямую, импровизируя по поводу военного конфликта на Украине. Китайский лидер в своем выступлении Россию не упоминал вовсе.
Главная же цель визита Макрона в Китай была не Украина, а бизнес. Он привез с собой делегацию из полусотни лидеров корпораций, включая Airbus, производителя люксовых товаров LVMH и атомного энергогиганта Electricite de France. И не зря. Был подписан ряд крупных контрактов. В частности, соглашение о продаже 160 самолетов, включая 10 штук A350. Это лишь часть сделки на 36 миллиардов евро по закупке почти 300 бортов Китаем, объявленной Airbus в прошлом году. Также речь шла о расширении присутствия Airbus в Китае, где уже 15 лет действует сборочная линия узкофюзеляжных самолетов. В портовом городе Тяньцзинь недалеко от Пекина собирают шесть самолетов семейства A320neo в месяц.
Хотя Макрон и оговорился, что не видит противоречия между заявляемым Еврокомиссией курсом на снижение зависимости от Китая в телекоммуникациях и некоторых высокотехнологичных отраслях и расширением бизнеса по другим направлениям, его политика явно отличается от той, которую хотел бы видеть Вашингтон в исполнении европейцев на китайском направлении.
Зато она совпадает с устремлениями Китая добиться большей самостоятельности Европы от американской политики ограничений против КНР в области высоких технологий. Французские компании уже давно вовлечены в ряд важных инфраструктурных проектов в Китае, включая строительство высокоскоростных железнодорожных линий.
Между французской Safran и Авиационной корпорацией Китая есть СП по созданию двигателя для китайского лайнера C919. В свою очередь, китайские компании имеют доли в важных инфраструктурных проектах во Франции, в том числе энергетических и даже атомных. Французская Total имеет соглашение с Китайской энергетической инвестиционной корпорацией по развитию солнечной энергетики во Внутренней Монголии и по всему миру. Так что украинский конфликт — отдельно, а бизнес — отдельно. Французский президент показал, что может успешно совмещать неприятное с полезным.