16+
Воскресенье, 14 апреля 2024
  • BRENT $ 90.15 / ₽ 8424
  • RTS1165.53
26 февраля 2023, 02:40 Технологии

Автопроизводители пытаются заменить литий в аккумуляторах электрокаров

Лента новостей

Производство лития для литиево-ионных аккумуляторов в мире явно не догоняет производство электрокаров, являясь к тому же дорогим и экологически грязным процессом. Автопроизводители предлагают альтернативу

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Китайское совместное предприятие, в котором участвует Volkswagen, представило автомобиль, в аккумуляторах которого вместо дорогого и дефицитного лития используется дешевый и распространенный натрий. Насколько перспективной может быть эта разработка?

Автомобиль бренда Sehol, который принадлежит совместному китайскому предприятию по производству электромобилей Volkswagen Anhui и JAC Motors — это небольшой автомобиль, вроде малолитражки. Его главная особенность — это натриево-ионная батарея от производителя аккумуляторов Hina Battery. Тестовый образец имеет запас хода в 250 километров. Вроде, немного, но для города вполне достаточно. Конечно, натрий-ионные батареи имеют меньшую емкость. Зато компоненты для них в 50 раз дешевле и экологичнее. И при этом натрий, в отличие от лития можно добывать в избытке из простой морской воды или каменной соли. Это направление, которым в последние годы занимаются многие крупные производители и в разной степени все они добились того или иного успеха, говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:

Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Натрий-ионными аккумуляторами серьезно занимаются в Корее, несколько компаний занимаются этим в Китае. Натриевые аккумуляторы интересны. Прежде всего, более доступным и более дешевым сырьем. Натрий дешевле лития раз в 50 или 100. Кроме того натриевые батареи терпимее относятся к полному разряду до 0 и лучше переносят низкие температуры. В чем натриевые батареи проигрывают пока: во-первых, в не доведенности технологий, потому что опытные образцы — это еще не серийное производство, во-вторых, меньшей емкостью — примерно в два раза, чем у литий-ионных того же размера. Разработок много, но путь от опытных образцов до серийного производства непредсказуем».

В среднем для автомобильного аккумулятора надо как минимум 10 килограмм чистого лития. После пандемийного спада цена на него стала резко расти и достигала к началу нынешнего года 80 тысяч долларов за тонну. И хотя после этого она несколько снизилась, все большая зависимость от этого металла у многих вызывает тревогу.

Кроме того, производство лития — вещь мягко говоря, небезупречная с экологической точки зрения. Незадолго до Нового года руководитель литиевых операций американской химкомпании Albemarle Corp. Эрик Норрис в интервью Financial Times выразил уверенность, что цены на литий будут оставаться на высоком уровне, а спрос на него расти со скоростью дополнительные 200 тысяч тонн каждый год. То есть, исходя из нынешней динамики, к 2040 году производство лития потребуется увеличить в 40 раз. Все осознают, что это тупиковый путь, говорит автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт «На сегодняшний момент стоимость электромобиля, стоимость батареи составляет до 40%. Конечно, все производители хотели бы этот компонент удешевить. Не все продвинулись в этом направлении. Toyota много экспериментировала с водородной технологией, но не смогла ее достаточно удешевить для того, чтобы сделать водородные автомобили по более привлекательной цене, и была вынуждена вернуться полностью к электротяге. Многие производители экспериментировали с графеновыми батареями, но они получаются дороже, чем обычные литиевые. Пока все продолжают использовать литиевую технологию, хотя все понимают, что она конечна, потому что заявляемые объемы производства электромобилей на ближайшие 10 лет существенно превосходят возможности по добыче этого металла».

Всего по данным Геологической службы США, разведанные запасы лития в мире составляют порядка 86 миллионов тонн. По его добыче лидируют Австралия, Чили и Аргентина. Также запасы обнаружены в Боливии, Китае, Афганистане. В России 50% запасов лития сосредоточено в редкометалльных месторождениях в Мурманской области.

Больше всего складывающаяся ситуация тревожит Европу, которая приняла решение полностью прекратить продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания уже в 2035 году. И это при том, что собственной добычи лития у нее пока нет. Существуют, правда, планы по достаточно скромному его производству во Франции и еще более расплывчатые — в Португалии, где предполагаются его значительные залежи. Но хотя это пока еще лишь планы, они уже встречают ожесточенные протесты экологов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию