16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1134.13
6 февраля 2023, 13:13 ФинансыМакроэкономика

S&P Global Platts запустило котировку на российскую нефть Urals, основанную на цене в портах Индии

Лента новостей

Котировка Platts учитывает цену нефти, страхование груза и фрахт, обозначаемые аббревиатурой CIF. Благодаря этому она информативнее, чем существующие бенчмарки агентства Argus

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Ценовое агентство S&P Global Platts в конце января запустило котировку на российскую нефть Urals, отражающую ее стоимость в портах Индии, сообщают «Ведомости». 1 февраля цена составляла минус 18 долларов к эталонной Brent, то есть порядка 66 долларов за баррель.

По данным издания, котировка Platts учитывает цену нефти, страхование груза и фрахт, обозначаемые аббревиатурой CIF. Благодаря этому она становится «более репрезентативной», чем существующие бенчмарки агентства Argus.

Эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти не позволило Argus публиковать котировки Urals на CIF в европейских портах. Тогда агентство стало рассчитывать стоимость Urals на базисе FOB (Free On Board) в портах Приморска, Усть-Луги и Новороссийска. Это привело к резкому падению котировок российской нефти: в январе они составили около 50 долларов за баррель. При этом цены от Argus используются правительством России для расчета налогов на добычу полезных ископаемых, дополнительный доход и экспортных пошлин.

Комментирует заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

Алексей БелогорьевАлексей Белогорьев заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов «Ни одно ценовое агентство сейчас не имеет полной картины движения цен, потому что все оценки основаны на единичных сделках и представлениях агентств, тоже весьма субъективных, о стоимости фрахта по тому или иному маршруту. При этом Argus указывает теперь цены в порту отгрузки, то есть в Приморске и Новороссийске, то, что называется FOB, а S&P Global Platts, по всей видимости, указывает CIF в Индии, в порту получателей. Между этими значениями достаточно большие различия, поскольку необходимо учитывать стоимость фрахта плюс прибыль трейдера, как правило, поставки осуществляют именно трейдеры, а не сами производители нефти. Поэтому то, что различие составляет 20 долларов, вполне закономерно, оно, по некоторым оценкам, могло быть и больше. Та скидка, которую получают покупатели нефти, в данном случае индийские компании, относительно небольшая — от пяти до десяти долларов за баррель по таможенной статистике Индии. Весь остальной дисконт съедает стоимость фрахта и маржи трейдеров. При этом есть подозрения, что значительная часть и трейдинга, и фрахта контролируется российскими компаниями, то есть заметная часть этой стоимости, которую списывают на дисконт, остается у России. Потолок цен устанавливается для FOB, то есть в порту отгрузки, поэтому c формальной точки зрения все довольны, российские компании продолжают поставлять нефть по достаточно высоким ценам, западные страны могут себя уверить в том, что их ограничения соблюдаются, поскольку действительно в порту отгрузки цены сейчас держатся в районе 50 долларов, даже ниже опускаются периодически. Еще остается зазор в 10 долларов, игра с цифрами, мало кто верит, что российская нефть действительно продается по этим ценам, которые сейчас указывает Argus. Это проблема в основном для российского бюджета, потому что Минфин тоже ориентируется на котировки Argus, исторически так сложилось, и сейчас пытается понять, как это изменить, чтобы увеличить доходы бюджета. Но с точки зрения нефтяных компаний российских ситуация выглядит вполне благоприятно. Что-то будет точно изменено, в таком виде, как сейчас, сохранить это невозможно. Большинство сделок уходят в тень в последние два месяца, и есть вообще вопросы, насколько адекватно страховое покрытие многих поставок. Рынок страхования стал непрозрачным, как и рынок фрахта, для российской нефти, теперь и для нефтепродуктов. Точно сказать, какова доля западного страхования, какова российского, вряд ли сейчас возможно. Проблема страхования во многом решена, насколько можно судить, это не самая острая часть проблемы, которая возникла после 5 декабря».

На 6 февраля баррель марки Brent стоит около 80,5 доллара.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию