16+
Понедельник, 15 августа 2022
  • BRENT $ 97.28 / ₽ 5988
  • RTS1096.09
29 июня 2022, 14:35 Авто

Одни штрафы за нарушение ПДД отменят, другие — ужесточат: разработаны новые поправки в КоАП

Лента новостей

За выключенные поворотники — предупреждение, а за превышение скорости — повышенный штраф или лишение прав на полгода. В России могут отменить наказания за мелкие нарушения ПДД, за другие будут наказывать строже. Соответствующий законопроект подготовили в Госдуме

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Штрафы за мелкие нарушения правил дорожного движения заменят на предупреждение, пишет газета «Известия». Среди них наказания за грязный номер, забытые права или документы на машину, невключенные поворотники или фары, непрохождение техосмотра. Сейчас за это придется заплатить от 500 рублей до 2 тысяч рублей. Ужесточается наказание, например, за непристегнутый ремень и превышение скорости на 40-60 километров в час — штраф составит до 5 тысяч рублей, за повторное превышение могут лишить прав на полгода. Комментирует вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин:

— Призваны принести некий новый баланс в КоАП, сместить фокус внимания сотрудников госавтоинспекции с мелких нарушений, которые не влияют на безопасность, на действительно то, что влечет за собой погибших и раненых. Предупреждение — это тоже норма наказания, это прописано давно в КОАП, поэтому автовладелец, который, например, не включил поворотник или не зарегистрировал изменения в конструкцию, безнаказанным не остается, он получает свою дозу порицания от государства. Не дергать людей по мелочам — это базовая вещь.

— Мелкие неисправности в автомобиле?

— Габариты, например, не горят, это уже основание для штрафа. Целый ряд положений, который сейчас зафиксирован в законодательстве, выполнить невозможно из-за дефицита запчастей, и дефицит этот будет нарастать. Вынуждены отменять этот штраф.

— Что касается техосмотров?

— В городах-миллионниках ездят автобусы и троллейбусы, которые не могут пройти техосмотр из-за того, что нет пунктов, которые могли бы это сделать. В огромном количестве населенных пунктов с населением 100 тысяч и менее пунктов техосмотра никогда и не было, а сейчас и оставшиеся закрылись. Мы должны сейчас снять это бремя с коммерческого транспорта. Действительно госавтоинспекция тщательно ведет статистику того, из-за чего происходят аварии на дорогах. Большая часть нарушений правил дорожного движения — это, конечно, превышение скорости, есть большое исследование Высшей школы экономики, которое было посвящено влиянию контроля средней скорости на участке, люди действительно едут более равномерно, нет резких оттормаживаний, нет резких ускорений, а значит, есть прогнозируемость, а значит, снижается аварийность.

От практики штрафов за превышение средней скорости отказались, потому что она вступает в противоречие с действующим законодательством, отмечают юристы. К тому же такие штрафы очень сложно обжаловать, говорит автоюрист Сергей Радько. По его мнению, в новых поправках есть и другие непродуманные инициативы.

— Неоднократно отмечалось, в том числе в судебной практике, что средняя скорость — это скорость, когда предположительно водитель где-то на контролируемом участке что-то превысил, однако никто не знает ни точного места, ни точного времени. Это на практике затрудняет обжалование, потому что контролируемый участок может находиться на территории двух-трех и больше судов, и в итоге все суды кивают друг на друга и говорят: «Мы не знаем, что вы совершили нарушение на нашей территории, поэтому мы не можем эту жалобу рассмотреть». В Верховном суде было дело, где скорость измерялась на участке, если я не ошибаюсь, длиной что-то более 90 километров, естественно, суды такие постановления отменили, но это, наверное, нарушает презумпцию невиновности, потому что все неустранимые сомнения должны толковаться в пользу гражданина. При этом, может быть, надо бы и усилить наказания за те нарушения, которые непосредственно влекут за собой ДТП, это нужно обсуждать с техническими экспертами, потому что многие неисправности на дороге обнаружены быть не могут. Например, неисправность рулевого управления далеко не всегда диагностируется инспектором.

— Насколько увеличение наказания здесь оправдано?

— Конечно, штраф 5 тысяч рублей — это явный перебор, тем более что в последние годы в Москве есть эксперимент по наказанию за отсутствие ремня безопасности, но при этом есть очень много нареканий на некорректность работы камер, которые почему-то не видят ремень, когда он есть, и видят его, когда его нет. Зачастую эти наказания назначаются необоснованно, а оспорить такое наказание крайне сложно.

Другие эксперты отмечают, что определение места и времени, когда водитель превысил скорость, носит формальный характер, а контроль средней скорости — хорошая мера для борьбы с лихачами. Она хорошо себя зарекомендовала в других странах. Авторы новых поправок отмечают, что в 2021 году 17,5% аварий произошли именно из-за превышения скорости.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию