16+
Воскресенье, 26 мая 2024
  • BRENT $ 82.09 / ₽ 7363
  • RTS1195.58
12 февраля 2022, 04:21 Стиль жизниКультура

В «Гоголь-центре» — дебют его художественного руководителя

Лента новостей

Театр представляет премьеру к 100-летию поэта Юрия Левитанского «Я не участвую в войне». Для «Гоголь-центра» это не первый поэтический спектакль, и кажется, у молодых актеров театра получилось прочувствовать стихи Левитанского не хуже, чем у их более опытных коллег

Алексей Агранович.
Алексей Агранович. Фото: Ира Полярная

Алексей Агранович руководит театром после Кирилла Серебренникова уже год. Его первая премьера называется «Я не участвую в войне», это перформанс по мотивам стихов советского поэта Юрия Левитанского. Что о таком эксперименте думают актеры и зрители?

Загорается телеэкран, на нем — титры, черно-белые проекции Москвы, кадры из фильмов «Двадцать дней без войны», «Храни меня, мой талисман», «Страх высоты», «Жил-был Козявин». Ты будто бы не в зале «Гоголь-центра», а на кухне или в библиотеке Дома творчества в Переделкине. Да и вообще после просмотра ощущение, что ты Левитанского будто знаешь лично. «Я не участвую в войне» — строчка из одного из его самых известных стихотворений.

Премьеру приурочили к 100-летию Левитанского, но Агранович уверяет: это не поэтический вечер и не байопик, хотя элементы биографии поэта есть:

Алексей Агранович художественный руководитель «Гоголь-центра» «Мы сознательно остановились в основном на одном его сборнике, на книге «Кинематограф», которая была издана в 1970 году. Вдруг даже выяснилось, что время это как-то немножко созвучно сегодняшнему, когда жизнь человека, жизнь художника немножечко уходит в его замкнутое закрытое пространство — такого театра, как наш, пространство собственного дома, пространство собственного круга. В этом смысле, мне кажется, 70-е годы перекликаются с тем временем, в котором живем мы».

Режиссер хотел, чтобы тексты Левитанского попали в руки к актерам, которые его либо не читали вовсе, либо никогда не читали вслух. Но есть исключения. Например, позвали Юрия Стоянова, который любит поэзию Левитанского с середины 80-х, когда он работал в БДТ:

Юрий Стоянов актер «Вам трудно это представить, но мы знали стихи Левитанского наизусть. Левитанскому-то 100 лет, а мне 65 — не ахти какая разница для поэзии. Поэзия в Советском Союзе занимала совершенно особенное место. Статус поэта был очень серьезным. Сейчас вам даже трудно это представить. В такой закрытой стране безумно ценились искренность и образность, поэтому это были люди, которые озвучивали в поэтической форме что-то такое, что ты чувствовал. Это озвученная боль целых поколений, поэтому, естественно, мы очень интересовались поэзией, мы переписывали стихи, которые публиковались. Слово «модно» не подходит, это было то, без чего было трудно прожить».

Сейчас в моде скорее тексты рэперов. Но есть ощущение, что у молодых — Никиты Кукушкина, Александра Горчилина, Семена Штейнберга, Филиппа Авдеева — получилось прочувствовать стихи Левитанского не хуже, чем у их более опытных коллег.

Для «Гоголь-центра» «Я не участвую в войне» — не первый поэтический спектакль. Тут были постановки о судьбах Пастернака, Маяковского, Мандельштама, Ахматовой. В любом случае новый спектакль стоит особняком. Среди первых зрителей была литературный критик Галина Юзефович:

Галина Юзефович литературный критик «Единственное, что меня немножко беспокоит, — это то, как видят этот спектакль люди без соответствующего опыта, скажем так, 20-30-летние. Смогут ли они увидеть вот это прекрасное обобщение, проступающее через отдельные строчки Левитанского? Но мне кажется, что для поколения, скажем так, 40+ — это потрясающее персональное, универсальное и вообще какое-то очень волнующее высказывание. Конечно, очень интересно, когда вот эти строчки, которые узнаешь всегда, потому что я еще из того поколения, у которого Левитанский был важный, домашний поэт, когда они звучат в каком-то совершенно новом контексте, приобретая многослойность, когда сквозь какие-то привычные смыслы проступает что-то совершенно непривычное».

Первые показы были в четверг и пятницу. Изначально спектакль позиционировался как эксперимент, но в итоге театр решил ввести его в репертуар , и следующие показы будут в апреле. Об этом сообщил у себя в Instagram сам Алексей Агранович.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию