16+
Суббота, 25 мая 2024
  • BRENT $ 82.09 / ₽ 7363
  • RTS1195.58
18 февраля 2022, 12:30 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Сегодня подведем итоги первого месяца года. Итак, рост погрузки по отношению к январю 2021 года составил 3%. Это свидетельствует о том, что железнодорожники начали год без раскачки, показав хороший плюс. Сразу скажем: есть ожидания, что по итогам 2022 года прирост может составить почти 2,5%. Пока поговорим о главных грузах Российских железных дорог. Каменный уголь прибавил более 3%. Причем есть опережающий рост на внутренних перевозках. Это вполне объяснимо, зима в этом году по-настоящему русская, что и диктует спрос на твердое топливо. Нефтеналив, который в 2021 году вырос больше чем на 4%, в январе улучшил результаты. Рост превысил 8%. О показателях самых массовых грузов железных дорог, на которые приходится львиная доля погрузки, рассказывает президент Института развития транспортных систем Александр Синев.

Александр Синев президент Института развития транспортных систем В целом это говорит о том, что в экономике наметился позитивный тренд, он сохраняется в том числе в части восстановления после 2020 года. По углю погрузка составила 32 млн тонн с ростом в 3,1%, по нефтепродуктам и нефти прирост составил 8,2%, и погрузка общая составила 20 млн тонн. Соответственно, уголь — это треть погрузки, нефть — это пятая часть нагрузки, то есть это самая существенная доля погрузки в целом. О чем говорят эти цифры? О том, что рынок по видам энергоресурсов все-таки живет в логике сообщающихся сосудов, и если возникают проблемы по ценовой конъюнктуре в отдельных сегментах перспективных энергоресурсов, то спрос поддерживается за счет традиционных видов топлива.

В то же время рост показали все основные номенклатуры. Перевозка строительных грузов вместе с цементом, который считается отдельно, составила порядка 10 млн тонн за месяц. В прошлый раз, подводя итоги 2021 года, мы упоминали о строительном буме в России и рекордном вводе квадратных метров жилья. Январь показал сохранение тренда: рост перевозок цемента близок к 6%. Инертные грузы, такие как щебень и песок, выросли больше чем на 4%. И это, конечно, связано с реализацией строительных нацпроектов, в которую железнодорожники вносят свой вклад, замечает наш собеседник.

Что касается строительных грузов, то здесь также сохраняется положительный тренд. Всего погрузка составила 10 млн тонн, по цементу прирост 5,7%, по инертным грузам, таким как щебень и песок, — 4,2%. Прирост цемента говорит о продолжающемся тренде роста ввода квадратных метров жилья, по инертным грузам динамика погрузки говорит об увеличении темпов автодорожного строительства.

И, завершая тему стройки, отдельно отметим, что тот же цемент считается сезонным грузом и обычно его перевозки активизируются к весне. Но перевозчик, то есть РЖД, и собственники вагонов-цементовозов на протяжении нескольких лет вели работу с производителями и потребителями, чтобы равномерно распределить перевозки в течение года. Для железнодорожников это нивелирует всплески нагрузки на инфраструктуру, позволяя работать ритмично. А для строителей это возможность создать оптимальные складские запасы, чтобы спокойно и быстро выйти в сезон.

Теперь — об аутсайдерах. Снизилась погрузка леса. Это было ожидаемо, с начала года вступил запрет на экспорт необработанной древесины. И в данном случае сообщение о снижении перевозок необработанного сырья — позитивная новость.

Это тот редкий случай, когда снижение погрузки говорит в целом о положительных тенденциях в экономике. В частности, прекращение экспорта леса с 1 января говорило об ожидании снижения погрузки и перераспределении погрузки грузов в сторону обработанной древесины и готовой продукции. В принципе так и произошло, потому что доля кругляка в общей погрузке уже составляет лишь 30%, в отношении пиломатериалов такая доля уже составляет 45%.

К слову, пиломатериалы легко перевозить в контейнерах. Мы уже не первый год следим за показателями контейнерных перевозок, которые только в плюсе. Не стал исключением и январь. Рост составил около 7%. А транзит грузов в контейнерах по территории нашей страны превысил 8%.

Ну а теперь — к прогнозам. Да, в феврале, возможно, рано говорить о том, какими будут итоги всего 2022 года. Но тем не менее ожидания есть, говорит эксперт.

В целом по приведенным примерам и цифрам можно прогнозировать: несмотря на то что одного месяца недостаточно, тем не менее речь может идти о том, что в целом по году будет достигнут рост погрузки 2,4%, что также будет говорить о том, что по году будет сохранен положительный тренд в экономике.

И еще раз вернемся к транзитным перевозками, которые в принципе очень важны для России как незаменимого связующего звена в торговле между азиатскими странами и Европой. Ранее мы констатировали абсолютный рекорд транзитных перевозок в 2021 году: более 1 млн контейнеров. А в январе железнодорожники анонсировали программу развития, в результате которой через пять лет ожидается показатель в 4 млн транзитных контейнеров. До 2027 года еще есть время, а статистика за февраль придет совсем скоро. Заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию