16+
Воскресенье, 19 мая 2024
  • BRENT $ 84.00 / ₽ 7643
  • RTS1211.87
9 февраля 2022, 01:07

Производители спиртного против новой маркировки своей продукции

Лента новостей

Компании отправили письмо на имя премьера Мишустина и предупредили о подорожании продукции. Представители отрасли аргументируют протест тем, что непонятно, зачем нужна вторая система маркировки, если для алкоголя уже работает система ЕГАИС

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Производители спиртного просят не вводить новую маркировку. И предупреждают, что она может провести к росту цен. Компании отправили письмо на имя премьера Михаила Мишустина, сообщает РБК.

Для отслеживания алкоголя и так уже давно действует система ЕГАИС. Но в правительстве ранее предложили начать эксперимент по цифровой маркировке некоторых видов спиртного, в том числе вина. Зачем бутылкам лишние марки?

Насколько может подорожать алкоголь — производители пока не пишут. Но уже предполагают, что им придется покупать и клеить на бутылки новые марки, нести расходы на оборудование, дополнительный персонал. По просьбе Business FM партнер агентства винного консалтинга Double Magnum Андрей Григорьев сделал примерные подсчеты — около двух дополнительных рублей на бутылку вина. Пока спиртное дойдет до полки — эти 2 рубля могут превратиться в десять для покупателя. Конечно, совсем немного, но в любом случае особого смысла в этих тратах нет, говорит Андрей Григорьев:

Андрей Григорьев партнер агентства винного консалтинга Double Magnum «Понятно, что не будет ни в разы и даже, наверное, не на десятки процентов. Ну, на несколько рублей это подорожает, но, опять же, потребитель заплатит, в общем-то, ни за что. За какой-то лишний стикер, который только будет мешать еще и восприятию нормальному винной бутылки. На ней и так много лишнего наклеено сейчас. Начиная от акцизной марки, заканчивая контрэтикеткой с огромным количеством такой избыточной для потребителя информации».

Сейчас весь легальный алкоголь проходит через систему ЕГАИС, в которой отражается весь путь каждой легальной бутылки — от винзавода до кассы магазина. Это штрихкод, который считывается сканером. И после этого в чеке появляется QR-код, покупатель может его отсканировать, чтобы проверить подлинность алкоголя. Но теперь в России стремятся еще раз промаркировать все, что уже и так промаркировано. Например, молоко тоже проходит через две системы — «Меркурий» и «Честный знак», который теперь могут обязать использовать производителей алкоголя. И, главное, виноделы не понимают, зачем это нужно. ЕГАИС, который в свое время тоже критиковали, уже выполнил главную задачу: обелил рынок алкоголя. Продолжает президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев:

Игорь Косарев президент Союза производителей алкогольной продукции «Маркировка ЕГАИС в достаточной степени «Честный знак» уже. То есть еще один «Честный знак», наклеенный на еще один «Честный знак» никакой практической задачи не решает. Существующие системы маркировки алкоголя на сегодняшний день уже не предполагают оборота немаркированной нелегальной продукции в легальной рознице. А в нелегальной рознице наличие/отсутствие ЕГАИС, или наличие/отсутствие «Честного знака», либо наличие/отсутствие любой другой маркировки не играет никакой другой роли, потому что в нелегальной рознице продается вся продукция, помимо контрольно-кассовых аппаратов, бухгалтерии и т. д. Таким образом, это действие — нанесение дополнительной маркировки на алкогольную продукцию — никаких практических задач не решает».

Оператор системы «Честный знак» — ЦРПТ — коммерческая организация. Принадлежит Алишеру Усманову и его партнерам, а также «Ростеху» и бизнесмену Александру Галицкому. В 2020 году компания стала прибыльной. Сейчас в ЦРПТ заявили «Коммерсанту», что разговоры о дороговизне маркировки не подкреплены реальными расчетами и стали просто доброй традицией у бизнеса. А новый цифровой код будет на марках, которые уже наносят производители на бутылки. Кроме того, «Честный знак» интегрируют в систему ЕГАИС. Но на вопрос — зачем? Ответа пока нет. И еще: не приведет ли новая маркировка к сбоям? Президент группы компаний «Абрау-Дюрсо» Павел Титов вспоминает, что они были, когда только вводили ЕГАИС:

Павел Титов президент группы компаний «Абрау-Дюрсо» «Сначала нам ввели ЕГАИС, и он в первые годы работал достаточно плохо, с проблемами, и мы очень долго налаживали данную систему, потом мы ее распространили на другие каналы, и там в какой-то момент мы получили такой отрицательный эффект, правда, временный, для, допустим, каналов общепита и малой розницы. Что дополнительно от прослеживания даст новая маркировка, мы просто не понимаем».

И с «Честным знаком» тоже были проблемы, когда промаркировали лекарства. И в том числе из-за этого в аптеках начались перебои с препаратами. Если система не отвечает, то производитель, не отсканировав марку, не имеет права отправить свою продукцию продавцу, а тот не имеет право продать ее покупателю. Как россияне отреагируют, если начнутся перебои с поставками алкоголя, представить несложно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию