16+
Четверг, 30 мая 2024
  • BRENT $ 83.38 / ₽ 7442
  • RTS1167.72
27 октября 2009, 11:54

Американцы запускают в космос соперника России

Лента новостей

Первый запуск экспериментальной модели ракеты-носителя нового поколения Ares I-X может состояться сегодня, если не помешает плохая погода. Успешный старт, вполне возможно, приблизит тот день, когда США откажутся от услуг Роскосмоса при работе на МКС

Первый запуск экспериментальной модели ракеты-носителя нового поколения Ares I-X может состояться сегодня. Фото: AFP
Первый запуск экспериментальной модели ракеты-носителя нового поколения Ares I-X может состояться сегодня. Фото: AFP

Старт новой американской ракеты Ares I-X назначен на 08.00 восточноамериканского времени (16.00 по московскому времени) 27 октября, говорится на сайте космического ведомства США. «После сегодняшнего совещания руководство программы назначило на 8.00 утра вторника запуск Ares I-X. Ракета готова к старту, у ее систем нет технических проблем», — приводятся на сайте слова представителя НАСА Дага Кука.

На космодроме во Флориде техперсонал в настоящее время проводит заключительные проверки всех систем. В частности, техники проверяют состояние стартовой площадки и систем заземления вспомогательного оборудования. Накануне они провели полную проверку самой ракеты.

По информации НАСА, в последние дни на мысе Канаверал во Флориде установилась пасмурная погода с высокой облачностью и осадками, поэтому вероятность подходящих для запуска метеоусловий в районе космодрома в настоящее время составляет лишь 40%.

«Наши основные опасения связаны с вероятностью ливней в этом районе, а также облачностью», — сообщила метеоролог американского космического ведомства Кэти Уинтерс.

В ходе первого полета НАСА рассчитывает проверить аэродинамику, управляемость, электронные системы, а также акустические и вибрационные характеристики нового носителя.

Длительность испытательного полета определена в 2,5 минуты. Примерно через две минуты после старта ракета должна достичь высоты 40 км, после чего от нее отделится первая ступень, которая приводнится на парашюте в Атлантическом океане. Вторая ступень Ares будет затоплена.

В ракете видят конкурента Роскосмоса

Беспилотная ракета следующего поколения Ares I-X длиной 100 метров была разработана для доставки людей и грузов на околоземную орбиту и МКС, а в будущем — и на Луну. На создание тестовой модели ушло четыре года исследований и 350 миллионов долларов.

Экспериментальная версия Ares, в отличие от рабочего варианта, имеет первую твердотопливную ступень из четырех, а не из пяти рабочих сегментов. Вместо пятого сегмента, жидкостной второй ступени и капсулы для экипажа Orion используются их габаритно-весовые модели.

Капсула Orion заменит устаревшие «Аполлоны». Она значительно больше предшественника и оборудована более мощным компьютером и лучшей системой приводнения.

Ares является ключевым звеном новой лунной программы США. Запуск первой версии ракеты — один из этапов программы «Созвездие», в рамках которой американцы вторично хотят посетить Луну в 2020 году и там же открыть постоянную базу; еще через 10 лет они планируют наконец добраться до Марса.

Аналогичные планы есть и у «Роскосмоса». Для этого будет строиться космодром Восточный в Амурской области и создаваться новое поколения ракет для запуска новых пилотируемых кораблей. Но все эти только планы, а бюджеты Роскосмоса и НАСА слишком разные, чтобы говорить о равном соревновании: НАСА получает ежегодно около 18 млрд долларов, а «Роскосмос» — примерно 100 млрд рублей.

Космические препятствия на пути Ares

Но и у американцев не все гладко. Ares призвана в будущем заменить «шаттлы», эксплуатация которых прекратится, по разным оценкам, в 2010-2011 годах. Ранее планировалось, что первый полет с астронавтами на борту ракета сможет осуществить в 2013 году, однако, как отмечают эксперты, НАСА не успеет ввести ракету в строй до этого времени; по прогнозам администрации, готовый космический корабль будет готов не раньше 2016-2017 годов.

До этого времени США будут вынуждены пользоваться услугами Роскосмоса для обеспечения присутствия на МКС и отправки в космос астронавтов.

Как рассказал BusinessFM обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов, у Ares I-X четкое и однозначное целевое назначение: носитель создается для запуска будущего пилотируемого корабля Orion, и то что может взлететь сегодня — фактически лишь модель.

«До испытания реальной ракеты еще как минимум три года, причем не факт, что ее вообще будут испытывать во второй раз, — говорит эксперт. — Это связано с общими проблемами американской космической программы и пересмотром ее планов в лунной части».

Игорь Лисов напомнил также, что НАСА и прежде планировала отказаться от услуг Роскосмоса при полетах к МКС, однако новая американская администрация рекомендовала космическому агентству свернуть инвестиции на разработку ракеты. Советники Обамы уверены, что разработка Ares слишком дорого стоит, чтобы заменить собой челноки, и будет готова слишком поздно.

Как считает летчик-космонавт Александр Арцебарский, в отказе НАСА от сотрудничества с Роскосмосом «нет никакого смысла». «Даже успешный запуск ракеты не позволит быстро выйти на такой поток грузов, который сейчас необходим для поддержания работоспособного состояния МКС. НАСА еще долго не сможет обслуживать самостоятельно. И не только без России, а в целом, Содружества государств», — заявил BusinessFM космонавт.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию