Минфин не дал отменить автодоверенности
Лента новостей
Российское власти не хотят отменять автодоверенности для водителей, вписанных в договор ОСАГО: Минфин подготовил отрицательный отзыв на попытку упростить предоставление права управлять чужим автомобилем
Российское правительство не хочет заменять автодоверенность на упоминание в полисе ОСАГО. Минфин подготовил отрицательный отзыв на попытку упростить предоставление права управлять чужим автомобилем.
Напомним, что с этой инициативой выступила группа депутатов ЛДПР, внесших в Госдуму проект поправок к закону об ОСАГО. По замыслу авторов законопроекта, их нововведение упростило бы порядок предоставления гражданам права управлять чужим автомобилем.
Как сказано в тексте проекта, «лица, указанные владельцем транспортного средства в договоре об ОСАГО, получают право управления данным транспортным средством на срок действия договора страхования без каких-либо дополнительных документов, подтверждающих право управления».
Однако, похоже, российские водители еще не скоро смогут ездить без доверенности, с одним лишь полисом ОСАГО. Потому что, как утверждается в правительственном отзыве, полис ОСАГО не может заменить доверенность, поясняется на сайте Минфина.
«Согласно статье 1 Закона об ОСАГО владельцем транспортного средства признается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании, — говорится в отзыве. — Соответственно, страхователем по договору обязательного страхования может являться арендатор транспортного средства, лицо, которому выдана доверенность на право управления транспортным средством, и иные лица, владеющие транспортным средством на законном основании, поясняется в документе».
При этом представители страхового бизнеса недоумевают по поводу такого отзыва Минфина. «С моей точки зрения происходит некоторая, отмеченная в отзыве Минфина, путаница. Она связана с тем, что путается «право управления» и «право на управление» транспортным средством», — отметил директор центра андеррайтинга и управления продуктами для физических лиц и малого бизнеса РОСНО Александр Гурдус.
«Если оперировать понятием «право управления», то тогда вполне правомерны такие вопросы, как возможность дальнейшей передачи прав на данный автомобиль третьим лицам и другие. Такие доверенности, конечно же, должны быть нотариально заверены. — рассуждает эксперт РОСНО. — Я, безусловно, согласен с Минфином: осуществлять контроль передачи транспортного средства на основе полиса ОСАГО — не является задачей для страховых компаний и вряд ли представляется возможной. Однако, полагаю, что авторы документа подразумевали в данном документе «право на управление», то есть допуск к управлению». В таком случае, отмечает Александр Гурдус, не возникает вопросов, связанных с переарендой или передоверием транспортного средства, если человек указан в страховке.
«Если изменить формулировку «право управления» на «право на управление», думаю, проблем с его согласованием не возникло бы. Напротив, данная поправка позволила бы повысить значимость страхового полиса», — считает эксперт.
В принципе для страховщиков гораздо важнее мнение сотрудников ГИБДД о том, были ли полномочия по управления машиной у водителя на месте происшествия, говорит Денис Макаров, глава управления методологии обязательных видов страхования компании «АльфаСтрахование»: «Если водителя привлекли к ответственности за отсутствие доверенности, то страховщик об этом узнает. Если не привлекли, значит у водителя все в порядке».
Единственное, что сейчас объединяет ОСАГО и доверенность на управление — это обязательность их предъявления ГИБДД, но это совершенно не повод создавать единый документ, считает партнер R&P Consulting Михаил Левандовский. «А делать из страховой компании регистратора доверенностей, то есть фактически нотариуса, — и вовсе странно. Хотя, если бы страховые деньги получали за оформление полисов и довернностей, наверное, теоретически такую возможность можно было бы рассматривать», — рассуждает эксперт.
Пока же при оформлении полиса ОСАГО страховщик не запрашивает у собственника-страхователя доверенностей на управление транспортным средством для лиц, допущенных к управлению, говорит замначальника управления автострахования компании «Капитал Страхование» Кириак Пурсанов. «Если водитель значится в списке допущенных, то страховая компания несёт ответственность по ОСАГО вне зависимости от наличия или отсутствия доверенности. Типовым примером может быть случай, когда человек, вписанный в полис ОСАГО, управляет автомобилем без доверенности, но в присутствии собственника. В случае ДТП мы несём ответственность по риску перед третьими лицами», — говорит эксперт.