16+
Вторник, 28 мая 2024
  • BRENT $ 83.11 / ₽ 7371
  • RTS1188.01
30 сентября 2009, 20:21 Макроэкономика

WWF предлагает России равняться на Китай

Лента новостей

Россия за счет бюджетных антикризисных средств финансирует агонию неконкурентоспособных производств, говорится в заявлении Всемирного фонда дикой природы

Россия не инвестирует в защиту окружающей среды ни рубля. Фото: РИА Новости
Россия не инвестирует в защиту окружающей среды ни рубля. Фото: РИА Новости

Россия за счет бюджетных антикризисных средств финансирует агонию неконкурентоспособных производств, говорится в заявлении Всемирного фонда дикой природы, в то время как экология оставлена «на потом».

По данным группы экспертов Программы ООН по окружающей среды (ЮНЕП), которая оценила экологическую составляющую пакетов антикризисных мер в разных странах мира, Россия из своего 20-миллиардного пакета мер ни одного рубля не инвестировала в «зеленые» отрасли. В «черном» списке «зеленых» вместе с Россией еще две страны БРИК — Индия и Бразилия. А вот у Китая доля «зеленых» стимулирующих мер составила 33,4% от общего пакета.

В целом в прошлом году на «зеленые» меры в странах G-20 пришлось 15,6% от общего объема антикризисных средств. Рекордсменом стала Южная Корея, которая направила на экологически безупречные мероприятия от 80 до 95% госпомощи.


«Китай вынужден вкладывать средства в экологизацию производств»

Директор по природоохранной политике WWF в России Евгений Шварц пояснил в интервью BFM.ru, как Россия могла бы перенять опыт Китая в вопросах экологической политики.

— Сколько, по-вашему, должна инвестировать Россия в «зеленые» стимулирующие меры?

— Согласно данным ЮНЕП, доля инвестиций по большинству стран примерно одинакова. В прошлом году «зеленые» антикризисные меры в странах G-20 составили 15,6%. Больше всего вкладывает Южная Корея — объем таких средств составляет, по разным оценкам, от 80 до 95%. В Китае экологические инвестиции составили 28—35% от общего объема инвестиций, по разным оценкам. Я считаю, что России следует в этом смысле дотягиваться до уровня этой страны вместо того, чтобы заниматься инвестированием в вымирание настоящего.

— Почему Россия должна равняться именно на Китай?

— Китай не самая экологичная страна, но в то же время очень конкурентоспособная, поэтому если мы хотим быть сильными на рынке, необходимо проследить, каким образом Китай достиг таких результатов.

Китай покупает у нас круглый лес, перерабатывает его и продает на рынки других стран. Таким образом он сумел увеличить объем экспорта до 20 млрд долларов в год — для сравнения, это соответствует 3-4 объемам российского экспорта всех вооружений. Поэтому Китай чувствителен к требованиям рынков, уделяющих большое значение экологии. В то же время эта страна понимает, что не может конкурировать за внимание этих стран только за счет цены, поэтому при принятии решений вынужден учитывать экологию как фактор и вкладывать средство в экологизацию производств.

Китай вынужден активно внедрять международные нормы корпоративного управления и обеспечения эффективности природоохранных мероприятий, например стандарты серии ISO 14000. По данным на конец 2007 года эта страна заняла первое место по количеству выданных сертификатов (30,489 тысяч). Для сравнения — Россия занимает по данному показателю лишь 50-е место в мире при всего лишь 267 сертификатах.

— Как быстро это скажется?

— Мы уже получаем результаты. Если брать ситуацию с «АвтоВАЗом», то бюджетные вложения в компанию — 25 млрд рублей в марте и планируемые вливания 12 млрд рублей — не спасут ее. Если выражаться образно, то государство предоставляло средства на поддержание штанов. Правительство выделяет средства «АвтоВАЗу», не поставив, в том числе, экологических требований. Это говорит о том, что мы не умеем мыслить конкурентоспособно, ведь когда мы не вкладываем в экологические меры, тем самым мы снижаем конкурентоспособность наших предприятий.

В этом смысле показательна история компании Ford, которая в 2004 году купила у Toyota лицензию на производство гибридных автомобильных двигателей. Почему бы «АвтоВАЗу» не начать производить автомобили с польскими или шведскими двигателями? Например, закупить лицензию для стандарта «Евро 4» , причем не только на бензин, но и на дизель.

Если говорить о спросе на автовазовские автомобили внутри страны, то доля внутреннего спроса уже упал в два раза. Это говорит о том, что люди опираются не только на цену машины, но и, помимо прочего, ориентируются на потребление бензина на 100 км пути.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию